Решение б/н Решение по делу 325оз-12 (жалоба ООО «Инициатива») от 2 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

03 декабря 2012 года                                                                                                       г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены Комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

Половенская П.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 841 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее по тексту – Административный регламент),

 

 

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Клыкова А.К. (доверенность от 29.11.2012 № 01-01-14/д2922), Попова В.В. (доверенность от 29.11.2012 № 01-01-14/д2921), Поварневой С.Е. (доверенность от 29.11.2012 № 01-01-14/д2923);

Уполномоченного органа: Шантуриной Г.О. (доверенность от 17.05.2012 № 17-Д);

Заявителя: Тереньтевой М.А. (доверенность от 29.11.2012).

При участии от:

ЗАО «Р-Фарм» - Полежаева Е.П. (доверенность от 25.11.2012);

УЭБиПК УМВД России по Архангельской области – Дрочкова А.С. (удостоверение).

УСТАНОВИЛА:

26 ноября 2012 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «Инициатива» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – министерства здравоохранения Архангельской области (далее - Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (Извещение № 0124200000612002180).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика по включению в один лот услуг, не связанных между собой ни функционально, ни технологически, а объединение таких услуг в состав единого лота приводит к ограничению количества участников открытого аукциона в электронной форме.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе от 29.11.2012 № 01-01-14/д2919.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе от 03.12.2012 № 314-05-1352.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 №215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.

Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением администрации Архангельской области «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 31 октября 2008 года № 244-па/38 (далее – Постановление № 244).

Согласно Постановлению № 244 заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика подготавливает документацию об аукционе и организует размещение заказа.

Уполномоченным органом 16.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000612002180 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - открытый аукцион в электронной форме).

Оператор электронной площадки - ООО «РТС-тендер».

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 429 537 610,99 рублей.

Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена и.о. руководителя контрактного агентства Архангельской области 15 ноября 2012 года.

По мнению Заявителя, предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств (оптовая торговля), их хранение и отпуск гражданам (розничная торговля), что приводит к ограничению конкуренции. ООО «Инициатива» указывает, на то, что оптовая и розничная торговля лекарственными средствами являются разными видами экономической деятельности, технически и функционально не связанными между собой.

По предмету размещения заказа представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили следующее.

С 01.01.2005 льготные категории граждан по региональному законодательству обеспечиваются по целевой программе. Кроме того, с 01.01.2008 льготные категории граждан по федеральному законодательству так же обеспечиваются по целевой программе Архангельской области. Обеспечение таких граждан необходимыми лекарственными средствами осуществляется по рецепту врача через отпуск необходимых лекарств в аптечных учреждениях. Аптечные учреждения в свою очередь сами заключают договоры с поставщиками на поставку лекарственных средств, осуществляют хранение лекарственных средств и осуществляют их отпуск по рецептам врачей (фельдшеров). При этом необходимые Заказчику лекарственные средства, указанные в перечне лекарственных препаратов документации об открытом аукционе в электронной форме, победитель открытого аукциона в электронной форме должен уже иметь в наличии, то есть закупить за счет собственных средств. Оплата отпущенных лекарственных средств производится за счет средств Заказчика по факту отпуска лекарственных средств. Подтверждение количества отпущенных лекарственных средств по рецептам врачей  фиксируется в реестре отпущенных лекарственных средств. ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» проводит медико-экономическую экспертизу сводного реестра рецептов. Полномочия ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» установлены Порядком обмена информацией по программам льготного лекарственного обеспечения, утвержденного распоряжением министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области 24.05.11 № 478-рд. На основании сводного реестра рецептов выставляются к оплате счета – фактуры, которые оплачиваются Заказчиком.

В позиции 1 раздела 1 «Общие положения» документации об открытом аукционе в электронной форме предмет открытого аукциона в электронной форме определен как оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами  из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей (фельдшеров)  медицинских организаций граждан,  имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  в соответствии  со  ст. 6.2   Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 г. № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в предмет открытого аукциона в электронной форме поставка товаров не входит.

Согласно позиции 9 раздела 1 «Общие положения» документации об открытом аукционе в электронной форме к второй части заявки участников размещения заказа установлено требование о наличии копии лицензии на фармацевтическую деятельность (розничная торговля лекарственными средствами) аптечных организаций. Требование по наличию лицензии на фармацевтическую деятельность (оптовую торговлю лекарственными средствами) отсутствует. В документации об открытом аукционе в электронной форме так же отсутствует указание на оптовую деятельность.

Согласно пункту 2 «Условия оказания услуги» раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта» оказание  услуг  по обеспечению лекарственными препаратами граждан,  имеющих право на льготное обеспечение осуществляется аптекой или аптечным пунктом. Там же и определена обязанность исполнителя выполнить иные сопутствующие услуге мероприятия:

а) обеспечить наличие в аптечной  организации необходимого ассортимента лекарственных  препаратов  в  соответствии с приложением № 1 к государственному контракту;

При хранении лекарственных препаратов:

а) соблюдать условия хранения лекарственных препаратов;

б) контролировать сроки годности лекарственных препаратов;

в) вести раздельный учет движения лекарственных препаратов  на бумажном и электронном носителях;

г) выполнять требования Заказчика, включая обеспечение доступа к хранимым лекарственным препаратам;

Услуга по обеспечению лекарственными препаратами  должна осуществляться Исполнителем надлежащего качества, а именно:

а) качество лекарственных препаратов должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями нормативных документов. 

б) лекарственные препараты должны отпускаться отдельным категориям граждан в надлежащей упаковке.

в) маркировка должна соответствовать требованиям действующих нормативных актов Российской Федерации.

Исходя из смысла документации об открытом аукционе в электронной форме, для оказания услуг по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан аптечная организация должна располагать определенным ассортиментом лекарственных препаратов, хранить их в надлежащих условиях в соответствии с существующими требованиями к хранению лекарственных препаратов и в дальнейшем отпустить отдельным категориям граждан по рецептам врачей (фельдшеров).

Аптечные организации самостоятельно закупают необходимые лекарственные препараты для поддержания требуемого ассортимента, осуществляют их хранение, отпуск льготным категориям граждан по рецептам врачей (фельдшеров). Такие виды деятельности технологически и функционально связаны между собой и отражают основные функции и задачи любой аптечной организации.

Оплата за фактически оказанные услуги осуществляется только после факта отпуска лекарственных препаратов льготным категориям граждан.

Данная схема закупки аптеками очень удобна для Заказчика, так как если Заказчик будет закупать лекарственные препараты самостоятельно, то это может привести к тому, что в результате поставки сразу всего объема закупленных лекарственных средств не все они смогут быть реализованы льготными категориями граждан в связи с отсутствием спроса на такие лекарственные средства. При этом в данном случае оплата лекарственных средств была бы произведена по факту их поставки.

Таким образом, при формировании такого предмета закупки - обеспечение лекарственными препаратами, была уч­тена необходимость достижения конечного результата - обеспече­ние нуждающихся граждан необходимыми лекарственными средствами. Это позволит из­бежать расходования денежных средств из бюджета до того момента, пока конечный результат не будет достигнут, а именно: гражданин, имеющий право на льготное лекарственное обеспе­чение, получит лекарство.

Как следует из содержания части 1 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов» названный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Согласно статье 52 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. В соответствии со статьей 4 указанного закона фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных, препаратов.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Следовательно, оказание комплекса услуг аптечными организациями (закупка аптеками необходимых лекарственных препаратов, осуществление надлежащего хранения и отпуска лекарственных средств) является потребностью Заказчика.

При этом согласно обоснованию начальной максимальной цены государственного контракта услуги по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан в соответствии с условиями документации об открытом аукционе в электронной форме могут осуществить аптечные сети: ООО «Аптека МК», ООО «Универсал-А», ГУП АО «Фармация», ООО «МК-Компани».

Заявитель в своей жалобе ссылается на Письмо ФАС РФ от 14.02.2011 N АЦ/4619 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения", согласно которому, ФАС России считает, что в целях недопущения ограничения количества участников торгов не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан.

Архангельское УФАС России поддерживает такую позицию ФАС России, однако, в данном случае, Заказчиком определен иной предмет открытого аукциона в электронной форме, а именно: оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами  из аптечных организаций по рецептам врачей (фельдшеров)  медицинских организаций граждан,  имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. В данный предмет, как было установлено, не входят услуги по поставке лекарственных средств.

Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме нарушений не выявлено.

 

Руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Инициатива» необоснованной.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                                    И.Ю. Короткова

П.А. Половенская

 

Определение об исправлении опечатки

 

1. При изготовлении уведомления от 27 ноября 2012 года по делу № 325оз-12 (далее -Уведомление) допущена опечатка, а именно: в пункте 2 Уведомления неправильно указана дата рассмотрения жалобы. Допущенные при изготовлении Уведомления опечатки подлежат исправлению.

 

2. Исправить допущенные при изготовлении Уведомления опечатки.

 

3. Дату рассмотрения жалобы Уведомления читать в следующей редакции:

«03 декабря 2012 года».

 

 

 

 

Председатель Комиссии

Архангельского УФАС России                                                                                    Д.В. Бугаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны