Решение б/н см текст от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29 мая 2024 года                                                                                                      г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

22 мая 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Алексеева Вячеслава Игоревича (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» (далее – Заказчик), при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку неттопа (извещение №0324300051924000013).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от_28.05.2023 № 912.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

16.05.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324300051924000013 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку неттопа (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 248 150,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

 

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в Описании объекта закупки неправомерно установил «Процессор Intel», также не указано, что допускается поставка эквивалентного оборудования, например, с процессорами товарного знака AMD.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Пункт 1.2 файла «Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ…», являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к неттопу, в том числе:

Наименование характеристики

Процессор INTEL. Тип видеопамяти SMA. Форм-фактор поддерживаемой памяти SO-DIMM...

 

Модель основного чипсета

не ниже Intel H610

Линейка процессора

не ниже Intel Core i3

Модель графического ускорителя

не ниже Intel UHD Graphics 730

 

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что объектом данной закупки является поставка «неттопа», указание на товарный знак оборудования в извещении нет. Заказчик в своем выборе исходит из личного опыта при работе с различными видами процессоров. Заказчик исходил из того, что необходимый товар будет использоваться непосредственно за телевизионной панелью. Также Заказчику очень важен форм фактор (портативный размер) закупаемого оборудования, в том числе размер и производительность процессора. В данном случае главной проблемой его использования является поддержание температуры, не допуская нагрева. Любой процессор урезает потребляемую мощность и снижает свою производительность при нагреве, в результате чего включается активное охлаждение, что ведет к автоматической перезагрузке всей системы, что в свою очередь повлечет нарушение процессов электронной записи в регистратуре. При выборе комплектующей части Intel Заказчик пытается минимизировать процесс нагрева.  

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Вместе с тем, в жалобе не представлены документы и сведения, об ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

При проведении на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановой проверки осуществления закупки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

1) Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из анализа Извещения следует, что в Описании объекта закупки, характеристики содержат указания на товарный знак «Intel»:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Модель основного чипсета

не ниже Intel H610

Линейка процессора

не ниже Intel Core i3

Модель графического ускорителя

не ниже Intel UHD Graphics 730

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что при рассмотрении заявок, характеристики составных частей «неттопа» с указанием на товарный знак «Intel» будут дополнительно изучены, и определены более точные показатели для понимания какие комплектующие необходимы Заказчику.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что значение показателя "не ниже" не позволяет участникам аукциона определить, какие характеристики неттопа имеют значение для Заказчика. Также наименование товарного знака не может выступать эквивалентной характеристикой объекта закупки, и включение указанного наименования в требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам неттопа может привести к неоднозначному толкованию и как следствие, ограничению круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил требования части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на итог закупки, так как согласно материалам дела участники закупки, предложили товар для поставки соответствующий всем характеристикам Заказчика.

2) Частью 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Частью 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать в том числе следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с данным Федеральным законом;

5) проект контракта.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, в разделе «Перечень прикрепленных документов» Извещения указано следующее:

1) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – прикреплен файл обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) Проект контракта - прикреплен файл «Проект контракта»;

3) Описание объекта закупки - прикреплен файл «Описание объекта закупки»;

4) Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке - документы не прикреплены;

5) Дополнительная информация и документы - документы не прикреплены.

Неразмещение Заказчиком документов в разделе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» является препятствием для реализации целей регулирования ФЗ «О контрактной системе», приведенных в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности закупок.

Таким образом, Заказчик нарушили часть 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Алексеева Вячеслава Игоревича  необоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», нарушившим часть 2 статьи 33, часть 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер», предписание не выдавать, в связи c тем, что указанное нарушение не повлияло на результат закупки.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны