Решение б/н решение от 10 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 423оз-21

029/06/64-1257/2021

Заказчик :

ГБУ АО ''Бюро судебно-медицинской экспертизы''

Архангельск г, ул Самойло, 21

E-mail: gzbsme@gmail.com

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Химия и жизнь"

117997, г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.16/10, корп.2, пом.1, ком.3

E-mail: mail@khizh.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Врио заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Чирова Л.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Петриковой Е.Б. (доверенность от 07.12.2021 № 34), Хачина Д.П. (доверенность от 07.12.2021 №34);

Заказчика: Шишкан А.И. (доверенность от 06.12.2021), Бескаравайной И.Г. (доверенность от 06.12.2021);

Уполномоченного органа: Пантелеевой О.С. (доверенность от 03.03.2021 №66-Д),

УСТАНОВИЛА:

03 декабря 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Химия и жизнь" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ АО ''Бюро судебно-медицинской экспертизы'' (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для молекулярно-генетической лаборатории для нужд ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (бокс биологической безопасности класса II) (извещение №0124200000621007934).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.12.2021 № 5255.

Уполномоченный орган представил письменные объяснения по жалобе от 07.12.2021 №314-05-1148.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

18.11.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000621007934 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку оборудования для молекулярно-генетической лаборатории для нужд ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (бокс биологической безопасности класса II) (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 011 150,00 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Первый довод. Заявитель считает, что под совокупность установленных характеристик (пункты 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.17, 1.18, 1.19, 1.21, 1.23, 1.24, 1.28, 1.29, 1.32, 1.42, 1.43, 1.44, 1.45, 1.46 технического задания) подходит товар одного производителя – MSC-Advantage 1.2 Thermo Electron LED GmbH (Германия).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе»).

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товару (далее - техническое задание), в том числе:

№ п/п

Наименование товара, согласно КТРУ.

Технические характеристики товара

Наличие функции, величина параметра, количество

1.

Бокс биологической безопасности класса II

КТРУ 32.50.50.190-00000983

2 штуки

1.2

Ширина рабочей поверхности, мм

Не менее 1200

1.3

Объем рециркулирующего воздуха, м3

Не более 830

1.5

Общий объем воздуха, м3

Не более 1 220

1.7

Скорость потока рециркулирующего воздуха, м/с

Не более 0,32

1.17

Угол наклона переднего стекла, градус

Не менее 10

1.18

Высота подъема переднего стекла от рабочей поверхности:

в рабочем положении, мм

в максимальном положении, мм

Не более 200

Не менее 500

1.19

Фронтальное стекло опускается ниже уровня рабочей поверхности для очистки внутренней поверхности

Наличие

1.21

Ламинатор из нержавеющей стали, защищающий НЕРА-фильтр рециркулирующего потока воздуха от повреждения

Наличие

1.23

Рабочая поверхность 4-х модульная, из нержавеющей стали

Соответствие

1.24

Ширина модуля рабочей поверхности, см

Не более 30

1.28

Подставки для рук, шт.

Не менее 2

1.29

Перемещаемые подставки для рук, размещенные на воздухозаборной решетке рабочей камеры 2 шт.

Наличие

1.32

Таймер УФ-лампы от 30 мин до 24 ч

Наличие

1.42

Энергопотребление, Ватт

Не более 200

1.43

Тепловыделение, BTU/hr

Не более 690

1.44

Размеры рабочей камеры (Г х Ш х В), мм

Не менее 630 х 1200 х 780

1.45

Внешние размеры (Г х Ш х В), мм

Не более 800 х 1300 х 1525

1.46

Высота рабочей поверхности, мм

Не более 750

Из письменных пояснений Заказчика следует, что соответствие бокса биологический безопасности класса II заявленным в техническом задании требованиям направлено на реализацию уставной цели учреждения - производство качественно, на высоком уровне и с высокой точностью судебно-медицинских экспертиз, особенно это касается гистологических исследований, в которых от качества и точности оборудования зависит результат исследования. Коллегией врачей судебно-медицинских экспертов ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» проведена работа по формированию перечня оборудования, необходимого для проведения молекулярно-генетических экспертиз на базе Учреждения. Перечень содержит в себе наименование необходимого оборудования, качественные характеристики для каждой позиции с учетом специфики работы Заказчика, как экспертного учреждения. Принимая во внимание специфику работы Заказчика, как экспертного учреждения стоит отметить, тот факт, что проведение молекулярно-генетического исследования не всегда осуществляется биологически стандартным материалом, не редко при проведении анализа используется нестандартный биологический материал, например, кровь, слюна, пот, сперма и иные выделения на каком-либо предмете, ногти, мягкие ткани загрязнён веществами как биологического, так и не биологического материала, представляемый для исследования материал, как правило, изымается с мест совершения преступлений.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителя Заказчика, пришла к следующим выводам.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Согласно материалам дела, Заказчиками было получено три коммерческих предложения.

Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных характеристик установлено в соответствии с потребностью и профилем деятельности Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Второй довод. Заявитель полагает, что «составленное техническое задание с учетом установленных условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства, ограничивает «фактический» допуск товара российского происхождения, вводит участников закупки в заблуждение».

Пунктом 32 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно: Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Приложение №1 к приказу) (далее – Приказ №126н).

Заказчиком закупается товар с кодом ОКПД 2 32.50.50.190-00000983 и применительно к требованиям Приказа №126н, установлены соответствующие условия.

Довод жалобы об отсутствии возможности поставить соответствующий товар российского происхождения основан на предположении, в связи с чем не может быть принят во внимание. Кроме того, подателем жалобы не учитывается, что правовыми последствиями поставки указанного товара поставщиком является не запрет на его принятие, а снижение цены поставки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Третий довод. Заявитель указывает на то, что в пункте 1.41 технического задания установлено некорректное требование к характеристике товара, а именно: «высота рабочей поверхности 750 см». На рынке не существует ни одного товара с данной характеристикой.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.

В части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 1.41 технического задания установлено следующее:

1.41

Подставка для ламинара, высота рабочей поверхности 750 см, шт.

Не менее 2

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в данной характеристике допущена техническая ошибка, должно быть указано 750 мм.

Следовательно, указанные в позиции 1.41 таблицы раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе требования к характеристике не позволяет определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Четвертый довод. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно не указано требование о предоставлении вместе с товаром регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Комиссия Архангельского УФАС России проанализировала проект контракта и установила следующее.

Пунктом 3.3 проекта контракта установлено, что приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.

Пунктом 4.1.2 проекта контракта определена обязанность поставщика обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иные требования безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом. Также это требование отражено и в техническом задании под таблицей: «Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Химия и жизнь" обоснованной в части третьего довода.

2. Признать Заказчика - ГБУ АО ''Бюро судебно-медицинской экспертизы'' нарушившим часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, созданной уполномоченным органом, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Ю.А. Поддубная

Л.А. Чирова

Связанные организации

Связанные организации не указаны