Решение №04-03/11156 решение от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 3РНП-2020

029/07/5-1063/2020

Заказчик:

АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Северный» АО «Оборонэнерго»

164512, г. Северодвинск, ул. Первомайская, д.54

Е-mail:info@sv.oen.su

Участник закупки:

ООО «Поларис»

105203, г. Москва, ул. 15-я Парковая, д.8, эт.5, оф.503а

Е-mail:Polaris.direct@mail.ru

       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

09 апреля 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Бугаева А.Н. (доверенность от 31.08.2020 №29/62-н/29-2020-1-595), Рузавиной М.А. (доверенность от 31.08.2020 №28/62-н/29-2020-1-596);

Участника закупки: Лаптева Д.В. (доверенность от 03.07.2020)

УСТАНОВИЛА:

19 августа 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО «Поларис» (ИНН 9719001024) в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оргтехники - Многофункциональных устройств для филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» (извещение № 32009083585) уклонился от заключения договора.

27.08.2020 Комиссией Архангельского УФАС России вынесено Заключение о невключении сведений об ООО "Поларис" (ИНН 9719001024) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Заключение).

Заключение было обжаловано Заказчиком (дело № А05-10803/2020).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.12.2020 по делу № А05-10803/2020 отказ во включении сведений в отношение ООО "Поларис" в реестр недобросовестных поставщиков признан недействительным. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области повторно рассмотреть обращение администрации АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» на предмет установления оснований для возможного включения ООО "Поларис " (ИНН 9719001024) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из судебного решения следует, что поломка компьютера у победителя закупки не может быть признана в качестве обстоятельства непреодолимой силы, создающего объективную невозможность подписания контракта, поскольку в условиях всеобщей компьютеризации и цифровизации третьим лицом не были приняты меры воспользоваться иными способами связи или выхода в сеть Интернет. Общество по материалам дела не доказало, а Управление не проверило, была ли у Общества возможность использовать иной компьютер для совершения действий по подписанию договора, можно ли было перенести сертификат электронной подписи на иной компьютер.

Решение суда вступило в силу 17.03.2021.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» повторно рассмотрела обращение о включении сведений об ООО «Поларис» в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» принято Положение «О закупках для нужд АО «Оборонэнерго»», утвержденное на заседании Совета директоров Протоколом № 1 от 30.07.2019 (далее – Положение о закупках).

15.04.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009083585 и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оргтехники - Многофункциональных устройств для филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» (далее – закупочная документация).

Начальная (максимальная) цена договора: 1 179 200,00 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки ценовых предложений участников, подведения итогов закупки № 9.14/32009083585/5 от 09.07.2020 было подано две заявки, победителем признано ООО «Поларис» с ценой договора 1 068 900,00 руб. Вышеуказанный протокол размещен на официальном сайте 09.07.2020. В закупочной документации в разделе 2.11 «Заключение договора по результатам закупочной процедуры» установлено следующее:

2.11.1. Договор по результатам настоящей закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола Уполномоченного органа организатора процедуры закупки, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) организатора/заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) организатора/заказчика, Уполномоченного органа организатора процедуры закупки, оператора электронной площадки.

2.11.2. Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП, и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно Участника такой закупки, заказчика.

2.11.3. Лицо, с которым заключается договор, обязано подписать со своей стороны договор в течение семи дней со дня направления заказчиком указанного договора.

2.11.4. В случае если победитель Закупки признан уклонившемся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с Участником закупки, заявке на участие, в закупке которого присвоен следующий порядковый номер.

21.07.2020 Заказчик разместил на электронной торговой площадке проект договора поставки № 68-СЕВ-2020, заполненный в соответствии с заявкой Участника.

Участник проект договора не подписал, направив 27.07.2020 в адрес Заказчика протокол разногласий (в части указания электронной почты Участника).

28.07.2020 Заказчик разместил на ЭТП новую версию договора с измененным адресом электронной почты Участника.

В связи с истечением срока для заключения договора, установленного п.15 ст. 3.2. ФЗ «О закупках», Заказчик направил в адрес Участника (по электронной почте) письмо исх. №СЕВ/070/1509 29.07.2020 с указанием на необходимость незамедлительно подписать договор.

Однако в ответе, поступившем от Участника 29.07.2020, было указано: «Добрый день! На площадке регламентированный срок подписания контракта 05.08.2020г.». При этом во вложении к данному письму находился проект соглашения о расторжении договора с подписью Участника.

30.07.2020 Заказчик направил в адрес Участника письмо №СЕВ/060/1527, в котором вновь просил подписать договор или предоставить мотивированный ответ о причине не подписания договора.

В установленные сроки Участник не подписал проект договора и 05.08.2020 направил ответ, содержащий указание на отсутствие у Участника технической возможности подписать договор в связи с поломкой компьютерного оборудования.

В своих объяснениях от 26.08.2020 ООО «Поларис» пояснило следующее: до 05.08.2020 (регламентированный электронной площадкой АО «ТЭК-ТОРГ» срок) Общество планировало осуществить подписание договора. При намерении 31.07.2020 осуществить запуск моноблока было обнаружено, что он не загружался. В этот же день был заключен договор №ТА4/8/20 по устранению неисправности в срок до 05.08.2020. Однако в указанный срок ремонтные работы не были завершены. Оборудование было получено только 10.08.2020, о чем свидетельствует акт сдачи-приемки работ. Также в материалы дела представлены счета на оплату ремонта №125 от 31.07.2020, №127 от 10.08.2020.

09.04.2021 при повторном рассмотрении обращения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО «Поларис» пояснил, что единственным оборудованием, используемым для работы с ЭЦП, является моноблок ASER Aspire C24-320 s/n DQBBKER0019210B4AB3000, который не ставился на баланс Общества и находился в собственности генерального директора. На момент поломки моноблока носитель ключа ЭЦП был утрачен, данные ЭЦП были сохранены, заблаговременно скопированы на внутренний диск моноблока и использовались без наличия электронного носителя ЭЦП. Выпуск новой ЭЦП в срок, установленный для подписания договора (05.08.2020), был невозможен, так как генеральный директор, который с момента передачи оборудования в ремонт находился в отъезде по личным обстоятельствам, не мог совершить какие-либо связанные с этим действия.

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав представленные документы и пояснения представителя ООО «Поларис», приходит к выводу о том, что у Общества не было возможности использовать иной компьютер для совершения действий по подписанию договора, а также перенести сертификат электронной подписи на иной компьютер.

Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

На основании части 2 статьи 5 ФЗ «О закупках» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 ФЗ «О закупках» определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.

Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения контракта, связанных с эффективным использованием бюджетных средств и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.

С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Поларис» недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя запроса ценовых предложений в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, с учетом решения суда, приходит к выводу о том, что в данном случае действия ООО «Поларис» нельзя квалифицировать как недобросовестное уклонение от заключения договора, поскольку Общество совершило все возможные действия, направленные на заключение договора.

Таким образом, сведения об ООО «Поларис» не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правил ведения реестра, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,

ЗАКЛЮЧИЛА:

Основания для включения сведений об ООО «Поларис» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, отсутствуют.

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

     

Члены комиссии

 

Н.В. Вознесенская

     
   

О.С. Малышева

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны