Предупреждение №1761/23 Без аннотации от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

46п-2023

 

 

Администрация Лешуконского муниципального округа Архангельской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

10 апреля 2023 года                                                                                                                     г. Архангельск

 

По результатам рассмотрения обращения, поступившего из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, было установлено, что администрация МО «Лешуконский муниципальный район» предоставила в безвозмездное пользование ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» объекты теплоснабжения на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области от 25.07.2022.

МО «Лешуконский муниципальный район» от 20.07.2022 № 371 на территории МО «Лешуконский муниципальный район» введен режим повышенной готовности (местного уровня) функционирования Лешуконского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 7 данного постановления к действиям по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации решено привлечь, в том числе, ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания».

Постановлением администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 25.07.2022 № 379 был утвержден перечень имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», для передачи в эксплуатацию и обслуживание ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» в период повышенной готовности для обеспечения бесперебойного теплоснабжения на территории МО «Лешуконское», МО «Койнасское», МО «Ценогорское» согласно приложению № 1 к постановлению.

Постановлением администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 25.07.2022 № 380 был утвержден порядок использования имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», передаваемого в эксплуатацию и обслуживание в период повышенной готовности ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания».

Как следствие, 25.07.2022 администрация МО «Лешуконский муниципальный район» заключила с ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области, согласно которому обществу были переданы:

- котельная «Аэропорт», кадастровый номер 29:10:041201:137 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной РТП, кадастровый номер 29:10:000000:198 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной МСК, кадастровый номер 29:10:000000:207 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной с. Койнас, кадастровый номер 29:10:020701:467 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Койнас);

- здание котельной с. Ценогора, кадастровый номер 29:10:030301:428 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Ценогора);

- тепловые сети ул. Водников, кадастровый номер 29:10:000000:196 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, пер. Спортивный, кадастровый номер 29:10:000000:174 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, ЦРБ, кадастровый номер 29:10:000000:115 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети ул. Новоселова, кадастровый номер 29:10:000000:208 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети ул. Победы, кадастровый номер 29:10:000000:54 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной Аэропорт до пер. Юбилейный, кадастровый номер 29:10:000000:500 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, аэропорт, кадастровый номер 29:10:041201:123 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, ул. Конецгорская, кадастровый номер 29:10:000000:199 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной «Аэропорта» до ул. Садовая, д. 10, кадастровый номер 29:10:000000:467 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- участок теплосетей на ул. Долодежная (к домам 3, 4а, 5, 5а), кадастровый номер 29:10:041011:351 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной «Аэропорт» до ул. Лесная, д. 47, кадастровый номер 29:10:000000:475 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети с. Койнас, кадастровый номер 29:10:020701:376 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети с. Ценогора, кадастровый номер 29:10:030301:464 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Ценогора).

Кроме того, по рассматриваемому соглашению ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» было также передано необходимое для оказания соответствующих услуг теплоснабжения движимое имущество (оборудование).

Торги в данном случае не проводились.

 

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Как следует из части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (часть 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения в данном случае превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

 

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако объекты теплоснабжения были переданы ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» по соглашению от 25.07.2022 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества по соглашению от 25.07.2022 требования действующего законодательства были нарушены, что свидетельствует о создании для ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» преимущественных условий доступа на соответствующий товарный рынок.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» (в том числе необходимость обеспечения теплоснабжения на территории муниципального образования), не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении», которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Таким образом, действия по передаче без проведения торгов ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области от 25.07.2022, заключенного в связи с изданием администрацией «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 20.07.2022 № 371, от 25.07.2022 № 379 и от 25.07.2022 № 380 свидетельствуют о наличии со стороны администрации МО «Лешуконский муниципальный район» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что 27.04.2022 принят Закон Архангельской области № 551-34-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Лешуконского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Лешуконского муниципального округа Архангельской области» (далее − Закон Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закон Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ днем создания Лешуконского муниципального округа является 1 июня 2022 года.

Частью 2 статьи 4 Закон Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ установлено, что Лешуконский муниципальный район Архангельской области и входящие в его состав сельские поселения Архангельской области утрачивают статус муниципальных образований со дня, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

В связи с указанным обстоятельством в настоящее время администрация МО «Лешуконский муниципальный район» находится в стадии ликвидации.

При этом, как следует из части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ, Лешуконский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Лешуконского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления Лешуконского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Лешуконского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами (часть 2 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ переходный период преобразования муниципальных образований установлен со дня создания Лешуконского муниципального округа до 1 января 2023 года.

В связи с преобразованием муниципальных образований на территории Лешуконского муниципального района Архангельской области полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Лешуконского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав сельских поселений Архангельской области прекратились с 1 января 2023 года (часть 4 статьи 7 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 551-34-ОЗ).

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

Администрацию Лешуконского муниципального округа Архангельской области о необходимости в срок до 04 августа 2023 года устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: обеспечить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, предоставленного ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области от 25.07.2022, заключенного в связи с изданием администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 20.07.2022 № 371,
от 25.07.2022 № 379 и от 25.07.2022 № 380.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Врио руководителя управления

 

Ю.Г. Цакулов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны