Решение б/н Решение по делу №363оз-12 (жалоба ЗАО НПК «Катрен» Филиал ЗА... от 2 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18 декабря 2012 года                                                                                                       г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены Комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

Вознесенская Н.В.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 841 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее по тексту – Административный регламент),

 

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Поварневой С.Е. (доверенность от 17.12.2012 № 01-01-14/д3099), Попова В.В. (доверенность от 17.12.2012 № 01-01-14/д3098);

Уполномоченного органа: Шантуриной Г.О. (доверенность от 17.05.2012 № 17-Д), Ермолина А.А. (доверенность от 11.10.2012 № 27-Д);

Заявителя: Геруса В.В. (доверенность от 15.08.2012).

УСТАНОВИЛА:

11 декабря 2012 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ЗАО НПК «Катрен» (Филиал ЗАО НПК «Катрен» в г. Архангельске) (далее – Заявитель) на действия Заказчика – министерства здравоохранения Архангельской области (далее - Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания из пунктов отпуска по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 г. № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (Извещение № 0124200000612002241).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика по включению в один лот услуг, не связанных между собой ни функционально, ни технологически, а так же установление дополнительных требований к участникам размещения заказа, что приводит к ограничению количества участников открытого аукциона в электронной форме.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе от 17.12.2012 № 01-01-14/д3096.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе от 17.12.2012 № 314-05-1420.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 №215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.

Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением администрации Архангельской области «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 31 октября 2008 года № 244-па/38 (далее – Постановление № 244).

Согласно Постановлению № 244 заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика подготавливает документацию об аукционе и организует размещение заказа.

Уполномоченным органом 22.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000612002241 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания из пунктов отпуска по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 г. № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - открытый аукцион в электронной форме).

Оператор электронной площадки - ООО «РТС-тендер».

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 49 432 185,00 рублей.

Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена и.о. руководителя контрактного агентства Архангельской области 21 ноября 2012 года.

По мнению Заявителя, предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка, хранение и отпуск изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку в таком аукционе не могут принять участие организации оптовой торговли и производители изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. Данный вывод Заявитель сделал из документации об открытом аукционе в электронной форме, согласно которой победитель открытого аукциона в электронной форме обязан исполнить, в том числе, следующие функции: осуществить закупку изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, хранить изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания в оборудованных складских помещениях, отпускать изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания по рецептам врача (фельдшера), а так же на победителя возлагается обязанность осуществить ряд действий по отчетности об отпуске изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, их учету в пунктах отпуска, информационно-техническое взаимодействие, по мнению Заявителя, выполнение установленных обязательств предполагает наличие у самого участника размещения заказа определенных технологических ресурсов.

По предмету размещения заказа представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили следующее.

С 01.01.2005 льготные категории граждан по региональному законодательству обеспечиваются по целевой программе. Кроме того, с 01.01.2008 льготные категории граждан по федеральному законодательству так же обеспечиваются по целевой программе Архангельской области. Обеспечение таких граждан необходимыми изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется по рецепту врача через отпуск необходимых изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в предприятиях розничной торговли (аптека, аптечный пункт, магазин). Предприятия розничной торговли в свою очередь сами заключают договоры с поставщиками на поставку изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, осуществляют хранение изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания и осуществляют их отпуск по рецептам врачей (фельдшеров). При этом необходимые Заказчику изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, указанные в перечне изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания документации об открытом аукционе в электронной форме, победитель открытого аукциона в электронной форме должен уже иметь в наличии, то есть закупить за счет собственных средств. Оплата отпущенных изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания производится за счет средств Заказчика по факту отпуска изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. Подтверждение количества отпущенных изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей фиксируется в реестре отпущенных изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» проводит медико-экономическую экспертизу сводного реестра рецептов. Полномочия ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» установлены Порядком обмена информацией по программам льготного лекарственного обеспечения, утвержденного распоряжением министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области 24.05.11 № 478-рд. На основании сводного реестра рецептов выставляются к оплате счета – фактуры, которые оплачиваются Заказчиком.

В позиции 1 раздела 1 «Общие положения» документации об открытом аукционе в электронной форме предмет открытого аукциона в электронной форме определен как оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания из пунктов отпуска по рецептам врачей (фельдшеров)  медицинских организаций граждан,  имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии   со   ст. 6.2   Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», областным законом от 02.03.2005 г. № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при этом в предмет открытого аукциона в электронной форме не входит поставка товаров.

Согласно пункту 2 «Условия оказания услуги» раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта» оказание  услуг  по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан, имеющих право на льготное обеспечение осуществляется предприятием розничной  торговли: аптекой,  аптечным пунктом, магазином.

Исполнитель должен:

Осуществлять отсроченное обслуживание рецептов отдельных категорий граждан в случае временного отсутствия   изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания  в пункте отпуска в соответствии с нормативными документами.

Осуществлять адресную доставку изделий медицинского назначения   маломобильным гражданам.

Осуществлять мониторинг движения  изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания  в пунктах отпуска.

Ежедекадно представлять Заказчику счет-фактуру  для оплаты за оказанную услугу с приложением пакета отчетных документов (реестр обслуженных  рецептов,   акт медико-экономической экспертизы  государственного бюджетного учреждения здравоохранения  «Медицинский информационно – аналитический центр», акт оказанных услуг).

В случае выявления Заказчиком ошибок в представленных отчетных документах Заказчик в течение трех рабочих дней после даты окончания проверки возвращает их Исполнителю, а Исполнитель в течение десяти рабочих дней после даты получения документов осуществляет их доработку и корректировку и направляет обратно Заказчику.

Обеспечить информационно-технологическое взаимодействие с субъектами информационного обмена в соответствии с Порядком информационного обмена, утвержденного Заказчиком.

Ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять Заказчику оперативную информацию о выполненных Услугах (на бумажном и электронном носителе; электронная информация предоставляется в формате Microsoft Excel).

Там же и определена обязанность исполнителя выполнить иные сопутствующие услуге мероприятия:

а) обеспечить наличие в  пунктах отпуска  необходимого ассортимента  изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в  соответствии с приложением № 1 к государственному контракту;

При хранении:

а) соблюдать условия хранения изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;

б) контролировать сроки годности  изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;

в) вести раздельный учет движения  изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания   на бумажном и электронном носителях;

г) выполнять требования Заказчика, включая обеспечение доступа к хранимым изделиям медицинского назначения и специализированным продуктам лечебного питания;

Исходя из смысла документации об открытом аукционе в электронной форме, для оказания услуг по отпуску изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан предприятия розничной торговли должны

-располагать определенным ассортиментом изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (самостоятельно закупают необходимые изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для поддержания требуемого ассортимента);

-хранить их в надлежащих условиях в соответствии с существующими требованиями к хранению изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, вести учет и в дальнейшем отпустить отдельным категориям граждан по рецептам врачей (фельдшеров).

Такие виды деятельности технологически и функционально связаны между собой и отражают основные функции и задачи любой аптечной организации, а также предприятия розничной торговли.

Оплата за фактически оказанные услуги осуществляется только после отпуска изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан. (При этом, следует иметь ввиду, что оплата Заказчиком производиться только за фактически оказанные услуги, то есть после отпуска изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания.)

Данная схема закупки очень удобна для Заказчика, так как, если Заказчик будет закупать изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания самостоятельно, то это может привести к тому, что в результате поставки сразу всего объема закупленных изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания не все они смогут быть реализованы льготными категориями граждан в связи с отсутствием спроса на такие изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания. При этом в данном случае оплата изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания была бы произведена по факту их поставки. (Указанный принцип работы является определяющим, поскольку ограниченный закуп изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания пропорционален ограниченном спросу на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания. В противном случае, при приобретении большого объема изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, вероятность истечения срока годности хранимого товара при весьма малом спросе, увеличивается.)

Таким образом, при формировании такого предмета закупки - оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания из пунктов отпуска по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, была уч­тена необходимость достижения конечного результата - обеспече­ние нуждающихся граждан необходимыми изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания. Это позволит из­бежать расходования денежных средств из бюджета до того момента, пока конечный результат не будет достигнут, а именно: гражданин, имеющий право на льготное обеспе­чение изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, получит их.

По факту ограничения количества участников размещения заказа, поскольку в таком аукционе не могут принять участие организации оптовой торговли и производители изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, Комиссия Архангельского УФАС поясняет следующее.

Заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлено требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оптовую или розничную торговлю.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Полученные по рецептам изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания используются льготными категориями граждан исключительно в личных целях (для введения препаратов инсулина, измерения уровня сахара в крови, питания).

Следовательно, в открытом аукционе в электронной форме могут принимать участие любые предприятия розничной торговли, расположенные в городе Архангельске, независимо от наличия лицензии на фармацевтическую деятельность.

Как следует из содержания части 1 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов» названный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Следовательно, оказание комплекса услуг предприятиями розничной торговли (закупка предприятиями розничной торговли необходимых изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, осуществление надлежащего хранения, их учет и отпуск льготным категориям граждан) является потребностью Заказчика.

При этом согласно обоснованию начальной максимальной цены государственного контракта услуги по отпуску изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан в соответствии с условиями документации об открытом аукционе в электронной форме могут осуществить аптечные сети: ООО «Аптека МК», ГУП АО «Фармация», ООО «МК-Компани».

Заявитель в своей жалобе ссылается на Письмо ФАС РФ от 14.02.2011 N АЦ/4619 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения", согласно которому, ФАС России считает, что в целях недопущения ограничения количества участников торгов не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан.

Архангельское УФАС России поддерживает такую позицию ФАС России, однако, в данном случае, Заказчиком определен иной предмет открытого аукциона в электронной форме, а именно: оказание услуг по обеспечению изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания из пунктов отпуска по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. В данный предмет, как было установлено, не входит поставка изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания.

Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме нарушений ФЗ «О размещении заказов» не выявлено.

 

Руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ЗАО НПК «Катрен» (филиал ЗАО НПК «Катрен» в г. Архангельске) необоснованной.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                                    И.Ю. Короткова

Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны