Решение №05-03/980 без аннотации от 21 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело 029/10/18.1-183/2020 |
||||
Организатор конкурса Конкурсная комиссия Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» 164200, Архангельская область, e-mail: amonyandoma@yandex.ru
Заявитель: ООО «Энергия Севера» 164200, Архангельская область, e-mail: gubanov0707@gmail.com |
||||||
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2020 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель |
- |
Цакулов Ю.Г. |
заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Стульников Н.С. |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
в присутствии представителей:
от заявителя — не явился,
от организатора аукциона — <...> (доверенность от 17.02.2020),
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Энергия Севера» на действия конкурсной комиссии комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» при организации аукциона на право заключения концессионного соглашения (извещение
№ 121219/11317544/03 от 12.12.2019),
УСТАНОВИЛА:
10.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба ООО «Энергия Севера» на действия конкурсной комиссии комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» при организации конкурса на право заключения концессионного соглашения (извещение
№ 121219/11317544/03 от 12.12.2019)
Содержание жалобы:
Заявитель полагает, что конкурсной комиссией было принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в конкурсе, оформленное протоколом проведения предварительного отбора участников конкурса от 05.02.2020 № 2 по причине того, что:
- заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе — отсутствует копия заявки (пункт 18.3 Конкурсной документации (утвержденная распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 11.12.2019 № 636, здесь и далее — конкурсная документация), часть 3 статьи 27, пункт 2 части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях));
- представленные заявителем документы и материалы неполны — отсутствует свидетельство о государственной регистрации юридического лица (пункт 6.1.5 Конкурсной документации, часть 1 статьи 27, пункт 3 части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях).
Заявитель просит признать решение конкурсной комиссии, указанное в протоколе проведения предварительного отбора участников конкурса № 2 от 05.02.2020, неправомерным.
Письмом от 14.02.2020 заявителем представлена пояснительная записка к жалобе от 10.02.2020, в которой указано, что, по мнению заявителя, с его стороны никаких нарушений не допущено, обращаясь в антимонопольный орган ООО «Энергия Севера» рассчитывает на защиту своих нарушенных прав.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» с жалобой не согласилась по одному из двух оснований. В возражениях от 17.02.2020 указано, что в соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях и пунктом 8.3 конкурсной документации заявка оформляется на русском языке в письменной произвольной форме в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью заявителя, и представляется в конкурсную комиссию в порядке, установленном конкурсной документацией, в отдельном запечатанном конверте лично заявителем либо его представителем по доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и заверенной надлежащим образом заявителем.
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях и пункта 8.3 конкурсной документации заявка (и оригинал, и копия) и прилагаемые к ней документы должны находиться в одном запечатанном конверте. От одного лица предоставляется одна заявка, соответственно, один запечатанный конверт.
В данном случае ООО «Энергия Севера» предоставило только оригинал заявки, что указано в описи документов, представленных ООО «Энергия Севера». Копия заявки отсутствует. В связи с не соответствием заявки требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе, ООО «Энергия Севера» отказано в допуске к участию в конкурсе.
В заседании Комиссии представитель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» согласилась, что организатор конкурса не учел случаи, когда в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ выдается лист записи ЕГРЮЛ, что в свою очередь может привести к принятию конкурсной комиссией решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе по основаниям несоответствия пункту 6.1.5 конкурсной документации в связи с непредставлением свидетельства о государственной регистрации юридического лица
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ООО «Энергия Севера» заявку на участие в рассматриваемом аукционе подавало, соответственно, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителем могут быть обжалованы действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
С учетом изложенного, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
12.12.2019 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 121219/11317544/03 о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Организатором конкурса выступил комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район»
Конкурс проводился в отношении одного лота: Объекты централизованного теплоснабжения, расположенные на территории МО «Шалакушское» Няндомского муниципального района Архангельской области, находящихся в собственности
МО «Няндомский муниципальный район» Архангельской области.
Дата и время начала подачи заявок: 13.12.2019 08:30.
Дата и время окончания подачи заявок: 04.02.2020 17:00.
Порядок и место представления заявок на участие в конкурсе: Заявка должна быть представлена в конкурсную комиссию по адресу: Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, каб. 4 «А» с понедельника по четверг: с 08 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., кроме перерыва на обед с 12 час. 45 мин. по 14 час. 00 мин., в пятницу с 08 час. 30 мин. до 16 час. 45 мин по московскому времени с 13 декабря 2019 года до
04 февраля 2020 года.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 05.02.2020 10:00.
Место вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: Конверты с заявками вскрываются на заседании конкурсной комиссии по адресу: Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, ул. 60 лет Октября, дом 13, в каб. 4 «А».
Дата и время начала представления конкурсных предложений: 10.02.2020 08:30.
Дата и время окончания представления конкурсных предложений: 12.05.2020 10:00.
Порядок и место представления конкурсных предложений: Конкурсное предложение должно быть оформлено участниками конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации и представлено по адресу: Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, кааб. 4 «А» с понедельника по четверг: с 08 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., кроме перерыва на обед с 12 час.45 мин. по 14 час. 00 мин., в пятницу с 08 час. 30 мин. до 16 час. 45 мин., по московскому времени. 12 мая 2020 года конкурсное предложение принимается до 10 час. 00 мин. по московскому времени.
Дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: 12.05.2020 10:00.
Место вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: Конверты с конкурсными предложениями вскрываются на заседании конкурсной комиссии по адресу: Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, ул. 60 лет Октября, дом 13, каб. 4 "а".
Срок подписания протокола о результатах конкурса: 14.05.2020.
На участие в конкурсе было подано две заявки: от ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» и ООО «Энергия Севера».
Согласно протоколу № 2 проведения предварительного отбора участников по открытому конкурсу сообщения №121219/11317544/03 от 05.02.2020 ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» было допущено к участию в конкурсе, а ООО «Энергия Севера» в допуске к участию в конкурсе отказано по следующим основаниям:
- заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе – отсутствует копия заявки (пункт 18.3 Конкурсной документации, часть 3 статьи 27, пункт 2 части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях);
- представленные заявителем документы и материалы неполны – отсутствует свидетельство о государственной регистрации юридического лица (пункт 6.1.5 Конкурсной документации, часть 1 статьи 27, пункт 3 части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии со статьей 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Порядок заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Закона о концессионных соглашениях.
Рассмотрев доводы ООО «Энергия Севера», Комиссия Архангельского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Рассмотрев довод заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства и конкурсной документации основанием для отклонения заявки послужило отсутствие копии заявки, Комиссия считает его необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях заявка на участие в конкурсе оформляется на русском языке в письменной произвольной форме в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью заявителя, и представляется в конкурсную комиссию в порядке, установленном конкурсной документацией, в отдельном запечатанном конверте.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.
В соответствии с пунктом 8.3 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе оформляется на русском языке в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью заявителя, и представляется в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте.
Таким образом, формулировка, изложенная в конкурсной документации, соответствует формулировке Закона о концессионных соглашениях.
Проанализировав приведенные нормы, Комиссия приходит к выводу, что требование части 3 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях и соответствующее положение конкурсной документации по смыслу действующего законодательства сводится к представлению претендентом одной заявки, подаваемой в одном отдельном запечатанном конверте. Заявка при этом выполняется в двух экземплярах (оригинал и копия).
При этом трактовка заявителя о том, что заявка должна подаваться в двух конвертах, не основана на нормах Закона о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет, в том числе соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации.
Согласно части 2 и пункту 2 части 3 рассматриваемой статьи конкурсная комиссия на основании результатов проведения предварительного отбора участников конкурса принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе и оформляет это решение протоколом проведения предварительного отбора участников конкурса. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе может быть принято конкурсной комиссией, если заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией.
В рассматриваемом случае в конверте с заявкой, предоставленном ООО «Энергия Севера», содержится только оригинал заявки, копия заявки отсутствует, что является несоответствием требованиям, предъявляемым к таким заявкам.
На основании изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что по указанному основанию заявка ООО «Энергия Севера» отклонена правомерно.
2. Рассмотрев довод заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства основанием для отклонения заявки послужило, в том числе, непредставление свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Комиссия считает его обоснованным в силу следующего.
Согласно приказу ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@
«Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы» с 1 января 2017 года утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц — форма № Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц».
Признан утратившими силу приказ ФНС России от 13 ноября 2012 года
№ ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей», которым предусматривалась выдача вновь зарегистрированным юридическим лицам свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ с 1 января 2017 года при регистрации юридический лиц вместо свидетельства о государственной регистрации выдаётся лист записи ЕГРЮЛ.
Решением № 1 единственного участника ООО «Энергия Севера» было создано 22.06.2018, в связи с этим у данного юридического лица отсутствует свидетельство о государственной регистрации, в конкурсную комиссию был предоставлен лист записи ЕГРЮЛ.
Как предусмотрено частью 1 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.
Также частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
В соответствии с пунктом 6.1.5 конкурсной документации для участия в предварительном отборе участников конкурса заявитель представляет в конкурсную комиссию надлежащим образом заверенные заявителем копии учредительных и регистрационных документов заявителя: устав юридического лица, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Установив данный закрытый перечень документов организатор конкурса не учел случаи, когда в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ выдается лист записи ЕГРЮЛ.
Данное обстоятельство, в свою очередь, привело к принятию конкурсной комиссией решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе по основаниям несоответствия пункту 6.1.5 конкурсной документации в связи с непредставлением свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, организатор конкурса (с учетом трактовки положений конкурсной документации конкурсной комиссией) фактически ограничил доступ к участию в конкурсе юридическим лицам, зарегистрированным после 01.01.2017, что недопустимо в силу требований части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.
Отклонение заявки ООО «Энергия Севера» по данному основанию является необоснованным.
Вместе с тем, как отмечено ранее, заявка ООО «Энергия севера» не соответствовала требованиям, установленным пунктом 18.3 Конкурсной документации, частью 3 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях, что, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях, является основанием для принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Энергия Севера» на действия организатора конкурса - конкурсной комиссии комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения (извещение № 121219/11317544/03 от 12.12.2019) необоснованной.
2. Признать организатора конкурса — Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» нарушившим часть 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях при утверждении распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 11.12.2019 № 636 конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованного теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Шалакушское» Няндомского муниципального района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Архангельской области.
3. Предписание не выдавать.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов
Члены Комиссии Е. В. Нестеренко
Е.И. Красильникова
А.Ю. Шахов
Н.С. Стульников