Решение №04-05/796/22 см файл от 29 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 56юл-22

029/07/3-1048/2022

Заказчик (Организатор закупки):

АО «ПО «Севмаш»

Архангельское шоссе, дом 58, город Северодвинск, Архангельская область, 164500

Е-mail: smp@sevmash.ru, umoz@sevmash.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «АСТ ГОЗ»

117393, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.78, стр.1

Е-mail: info@astgoz.ru

Заявитель:

ООО «ПРОМСЕРВИС-СТРОЙ»

164507, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Народная, д.10А, оф.1

E-mail: promservisstroi@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: Лукьяненко В.С. (доверенность от 25.11.2022 № 012/2022), Макковеева А.Е. (доверенность от 25.11.2022 № 012/2022, Трифанова С.М. (доверенность от 25.11.2022 № 012/2022);

Заказчика: Анисимовой А.В. (доверенность от 21.12.2021 № 6).

29 ноября 2022 года в заседании Комиссии Архангельского УФАС России объявлялся перерыв до 15:30 30 ноября 2022 года.

УСТАНОВИЛА:

21 ноября 2022 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «ПРОМСЕРВИС-СТРОЙ» (далее – Заявитель) на действия комиссии – АО «ПО «Севмаш» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений (извещение АСТ ГОЗ №220574800524) на право заключения договора на выполнение работ по монтажу вентиляционных систем для участка лакокрасочных покрытий цеха №6 АО "ПО "Севмаш".

Содержание жалобы:

Обжалуются действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи с неправомерным выбором победителя.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

АО «ПО «Севмаш» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в акционерном обществе принято Положение о закупке 67-001, одобренное Советом директоров АО «ПО «Севмаш» (протокол от 29.12.2018 № СД-50/2018) (далее – Положение о закупке).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком на сайте электронной площадки АСТ ГОЗ размещено извещение о запросе предложений в электронной форме (извещение АСТ ГОЗ № 220574800524) и документация о закупке и документация о закупке на право заключения договора на выполнение работ по монтажу вентиляционных систем для участка лакокрасочных покрытий цеха № 6 АО «ПО «Севмаш» (далее – документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 47 577 709,57 руб.

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом проведена процедура переторжки, а именно: процедура переторжки проведена в форме электронного аукциона, а не дополнительного запроса ценовых предложений, чем нарушен подпункт б пункта 10 части 5 статьи 3.4 ФЗ «О закупках».

В соответствии с пунктом В.3.4.13 Положения о закупке на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений Заказчик вправе приянть решение о проведении переторжки при условии, что на это было соответствующее указание в докуметации о закупке.

Пунктом В.3.4.14 Положения о закупке определено, что проведение переторжки осуществляется в соответствии с разделом В.8 «Порядок проведения процедур закупки в электронной форме с переторжкой» указанного положения.

В соответствии с В.8.1 Положения о закупке при проведении процедуры закупки в электронной форме документация о закупке (извещение о проведении запроса котировок) может предусматривать право заказчика предоставить участникам закупки возможность добровольно повысить рейтинг своих заявок путем улучшения условий первоначальных предложений.

Согласно пункту В.8.4 переторжка может иметь очную (в режиме реального времени) либо заочную форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок).

Пунктом 3.8 документации о закупке установлен порядок проведения переторжки.

В соответствии с пунктом 3.8.5 документации о закупке переторжка может иметь очную (в режиме реального времени) либо заочную форму проведения.

Пунктом 3.8.7 документации о закупке определено, что при проведении очной переторжки изменению подлежит только цена предложения.

В соответствии с пунктом 3.8.9 документации о закупке в период с момента начала очной переторжки на ЭП участник, приглашенный к участию в процедуре переторжки и желающий повысить предпочтительность своей заявки, должен заявить на ЭП в режиме реального времени новую цену договора. Снижение цены договора может производиться участником поэтапно до момента окончания переторжки неограниченное количество раз. Представители участников заявляют новую цену договора независимо от цен, предлагаемых другими участниками, при этом участники не имеют обязанности предложить цену обязательно ниже других участников.

п/п

Номер участника, дата и время подачи заявки, наименование

Общая сумма договора, руб

Примечания

1

№41113 22.09.2022 21:59

ООО"ПРОМСЕРВИС-СТРОЙ"

47 000 000.80 руб

Допущен к переторжке (протокол от 24.10.2022 №6385/22836/3144).

Цена по результатам переторжки

46 762 112,25 руб.

2

№77682 29.09.2022 11:26

ООО "АВЕСТA"

47 327 652.74 руб

Допущен к переторжке (протокол от 24.10.2022 №6385/22836/3144).

В переторжке не участвовал.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии № 6385/22836/3144 от 21.10.2022 было подано 2 заявки, зарегистрированных под номерами 41113, 77682.

Согласно пункту 4 протокола заседания закупочной комиссии № 6385/22836/3144 от 21.10.2022 в соответствии с В.3.4.13 Положения о закупке комиссией принято решение провести очную переторжку между допущенными участниками запроса предложений.

Протокол заседания закупочной комиссии №6385/22836/3321 от 11.11.2022 содержит поступившие предложения:

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что проведение очной переторжки осуществляется в соответствии с правилами, установленными на АСТ ГОЗ (пункт 3.8.10 документации о закупке, пункт В.8.7.5 Положения о закупке).

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Заявителя Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Положения статьи 3.4 ФЗ «О закупках» определяют особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно материалам дела, закупка по извещению АСТ ГОЗ № 220574800524 не содержит указания о том, что ее участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, применяются общие правила о проведении закупки в электронной форме в соответствии с Положением о закупке.

На основании изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что при проведении процедуры переторжки в действиях Заказчика отсутствуют нарушения ФЗ «О закупках» и Положения о закупке.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочной комиссией нарушен порядок оценки по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», а именно: при подсчете баллов по указанному критерию закупочной комиссией не учтена часть аналогичного опыта, представленного Заявителем в составе заявки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии №6385/22836/3144 от 21.10.2022 заявки на участие в запросе предложений были оценены в соответствии с критериями, указанными в документации о закупке, а именно:

«…№77682 - итоговый рейтинг 99,45 баллов (цена договора 79,45 баллов, опыт выполнения аналогичных работ 20,00 баллов);

  • №41113 - итоговый рейтинг 98,38 баллов (цена договора 80 баллов, опыт выполнения аналогичных работ 18,38 баллов).

В соответствии с В.1.4.11 Положения о закупке 67-001 заявкам на участие в конкурсе присвоить порядковые номера (в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора):

  • Первый номер участник №77682;
  • Второй номер - участник №41113.

…».

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2 части 5.2.2 Положения о закупке.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 10 части 7.3.2.5 Положения о закупках в документации о закупке устанавливаются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок (если применяется).

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе и запросе предложений, ЗК должна сопоставлять и оценивать такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации (пункт 8.5.1 Положения о закупках).

Пунктом В.1.4.10 Положения о закупке определено, что закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в закупочной документации.

В соответствии с пунктом В.1.4.11 Положения о закупке и пунктом 3.17.4 документации о закупке на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе ЗК присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

В пункте 4.1.29 документации о закупке указано, что порядок оценки заявок изложен в разделе 5 документации о закупке.

Пунктами 5.1.1 и 5.1.2 документации о закупке определено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в процедуре закупки, закупочная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки в соответствии с критериями, указанными в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в процедуре закупки являются следующие:

№ п/п

Наименование критерия

Обозначение

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости

1

Цена договора

Ц

80

0,80

2

Опыт оказания аналогичных работ

ОР

20

0,20

Пунктом 5.3.1 раздела 5 документации о закупке установлено, что для определения рейтинга заявок по критерию «опыт оказания аналогичных работ» установлены следующие показатели:

№ п/п

Наименование показателя

Обозначение ( ОРj)

1

Опыт выполнения работ по монтажу систем вентиляции, включая поставку материалов и оборудования, относящегося к данным системам вентиляции.

ОР1

2

Опыт выполнения работ по монтажу и пусконаладке цепей автоматики, включая поставку материалов и оборудования, относящегося к данным системам автоматики.

ОР2

В соответствии с пунктом 5.3.2 раздела 5 документации о закупке опыт выполнения работ по каждому показателю измеряется стоимостью работ, выполненных участником за период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие, установленной в документации о закупке, независимо от даты заключения договора.

Пунктом 5.3.3 раздела 5 документации определено, что для оценки заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» принимаются договоры, исполненные в полном объеме независимо от даты заключения договора, по которым работы, аналогичные предмету закупки, были выполнены в указанном в пункте 5.3.2 периоде.

В соответствии с пунктом 5.3.7 раздела 5 документации о закупке количество баллов, присуждаемых заявке по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», определяется по формуле:

Где:

i – порядковый номер участника (оцениваемое предложение); ОУmax – наибольший опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки, в поступивших заявках (без учета НДС, руб.);

n – количество показателей;

ORji– суммарная стоимость работ по показателю j в оцениваемом предложении (без учета НДС, руб.);

ORj max- наибольшая суммарная стоимость работ по показателю j в поступивших заявках (без учета НДС, руб.)

В соответствии с пунктом 5.3.8 раздела 5 документации о закупке рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «опыт выполнения аналогичных работ», определяется по формуле:

RОРi = 0.2* БОРi

где:

RОРi - рейтинг заявки по критерию «опыт выполнения аналогичных работ».

БОРi - количество баллов, полученных участником по результатам оценки по критерию «опыт выполнения аналогичных работ».

Согласно пункту 5.3.4 документации о закупке оценка заявок производится на основании документов, представленных в соответствии с требованиями пункта 4.1.28 документации о закупке в совокупности.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что для определения рейтинга заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» оценивался опыт оказания участником работ, аналогичных предмету закупки.

Акт № 19-2 от 30.09.2019 к договору №6 от 25.06.2019 на выполнение работы по монтажу системы вентиляции и теплоснабжения приточных систем в рамках организации детского технопарка «Кванториум» в здании МАОУДО «Северный Кванториум», расположенного по адресу: г. Северодвинск, ул. К.Маркса, д.24а не учтен для оценки ввиду того, что работы по теплоснабжению приточных установок систем не являются аналогичными предмету закупки.

Акт № 16/3 от 26.08.19 по установке сплит-систем к договору № 6385/45278 от 20.08.2019 не учтен для оценки ввиду того сплит-системы являются частью системы кондиционирования воздуха, работы по установке системы кондиционирования воздуха не относятся к установке системы вентиляции.

Акт № 16/7 от 26.08.2019 к договору № 6385/45278 от 20.08.2019 не учтен для оценки ввиду того, что работы по установке кронштейнов под вентиляционное оборудование по данному акту не являются аналогичными предмету закупки.

Акт № 97 от 24.12.19 к договору 08/2019 от 23.12.2019 не учтен, так как в данном акте не указан состав работ, их объем и стоимость.

Акты № 17-4 от 15.10.20, № 10-2 от 21.05.2020 к договору №6385/47696 не учтены для оценки ввиду того ввиду того, что работы по снятию дверных полотен, гладкой облицовки стен, демонтажу писсуаров и унитазов не являются аналогичными предмету закупки.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 4.1.28 документации о закупке участник для подтверждения соответствия оценочным критериям в составе заявки представляет следующие документы:

а) справку об опыте исполнения договоров на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, за период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие независимо от даты заключения договора (по форме 7 подраздела 8.7);

б) договоры (контракты) и дополнительные соглашения к договорам (контрактам) с приложением сметных расчетов (при наличии) на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, в соответствии со справкой об опыте исполнения договоров;

в) акты о приемке выполненных работ, аналогичных предмету закупки, в которых указан состав работ, их объем и стоимость по договорам в соответствии со справкой об опыте исполнения договоров.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, разъяснено, что «Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».

В рассматриваемом случае критерий «Опыт оказания аналогичных работ» позволяет судить об опыте участника закупки и его способности выполнить свои обязательства, предусмотренные закупочной документацией. Данный критерий в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Установленные Заказчиком требования (критерии) не являются нарушением принципа равноправия, поскольку эти требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Максимальный суммарный вес (значимость) оспариваемого критерия «опыт оказания аналогичных работ» составляет 20%. При этом следует отметить, что любой из участников закупки имеет возможность подать лучшее предложение по другому критерию - «Цена договора» (вес критерия - 80%).

Проектная документация к закупке, локальная смета № 02-01-03 содержит аналогичные работы по теплоснабжению приточных установок.

Представленный участником закупки акт № 19-2 от 30.09.2019 к договору №6 от 25.06.2019 в подтверждение соответствия оценочным критериям соответствует требованиям закупочной документации.

Акт № 16/7 от 26.08.2019 к договору № 6385/45278 от 20.08.2019 содержит работы по установке кронштейнов под вентиляционное оборудование. Установка кронштейнов под вентиляционное оборудование является конструктивным элементом монтажа систем вентиляции, следовательно, указанные работы могут расцениваться как аналогичные предмету закупки.

Акт № 97 от 24.12.19 к договору № 08/2019 от 23.12.2019 содержит наименование работ – услуга по монтажу систем вытяжной вентиляции в пищеблоках зданий МБДОУ № 94 «Белоснежка», расположенных по адресу: «…» и сумму акта. Договором № 08/2019 от 23.12.2019 не предусмотрена форма акта о приемке с разбивкой по составу работ. Кроме того, приложением к договору являются калькуляция № 1, калькуляция №2, калькуляция №3 с разделением работ. Таким образом, представленный участником закупки акт № 97 от 24.12.19 к договору № 08/2019 от 23.12.2019 в подтверждение соответствия оценочным критериям соответствует требованиям закупочной документации.

Акт № 16/3 от 26.08.19 по установке сплит-систем к договору № 6385/45278 от 20.08.2019 правомерно не принят закупочной комиссией к оценке, ввиду того, что выполнение работ по установке системы кондиционирования воздуха нельзя приравнять к установке системы вентиляции, указанные работы не являются аналогичными предмету закупки. При таких обстоятельствах, указанный договор не мог быть указан данным участником закупки в подтверждение надлежащего опыта.

Акты № 17-4 от 15.10.20, № 10-2 от 21.05.2020 к договору №6385/47696 содержат строительные работы, которые не могут расцениваться как аналогичные предмету закупки. При таких обстоятельствах, указанные акты не могли быть указаны данным участником закупки в подтверждение надлежащего опыта.

Таким образом, не приняв к оценке акты № 19-2 от 30.09.2019 к договору №6 от 25.06.2019, № 16/7 от 26.08.2019 к договору № 6385/45278 от 20.08.2019, № 97 от 24.12.19 к договору № 08/2019 от 23.12.2019 закупочная комиссия нарушила пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО «ПРОМСЕРВИС-СТРОЙ» обоснованной части довода о порядке оценки заявок.

2. Признать закупочную комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

3.  Заказчику, Закупочной комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки – АСТ ГОЗ, выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

Ю.А. Поддубная

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны