Решение №04-05/10611 см файл от 17 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 75оз-21

029/06/64-275/2021

Заказчик:

ГБУЗ АО ''Новодвинская центральная городская больница''

Архангельская обл, Новодвинск г, ул 3-й Пятилетки, 9

E-mail: nov.bolnitza2014@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Навигатор-Т»

119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д.11, оф.6;

E-mail: Info@navigator-siz.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

17 марта 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Муравьева М.О. (доверенность от 21.01.2021 № 03-10/9);

Заказчика: Мазанкина Д.Н. (доверенность от 11.01.2021 № б/н);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 16.06.2020 №56-Д);

Участника закупки: ООО «ОБЕРЕГ», Александрова А.В. (доверенность от 02.02.2021 №б/н).

УСТАНОВИЛА:

10 марта 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ АО ''Новодвинская центральная городская больница'' (далее – Заказчик), Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фильтрующих самоспасателей (извещение № 0124200000621000881).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 16.03.2021 №93.

Уполномоченный орган представил объяснения по жалобе от 15.03.2021 №314-05-224.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

02.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000621000881 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку фильтрующих самоспасателей (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 79 050,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленные Заказчиком требования к характеристикам самоспасателя в документации об аукционе, а именно:

- самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров);

- качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», по схеме сертификации 1С;

- год выпуска товара не ранее 1 квартал 2021 год,

ограничивают количество участников закупки в связи с тем, что техническому заданию соответствует только одно изделие – самоспасатель УФМС «Шанс»-Е производства ООО «НПК Пожхимзащита».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные в документации об аукционе характеристики товара необходимы Заказчику, самоспасатель с такими характеристиками является существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением Заказчиком основной деятельности. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения качественными и надежными средствами индивидуальной защиты самоспасателями фильтрующими, необходимыми для экстренной эвакуации больных и персонала при чрезвычайной ситуации (включая пожар).

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав пояснения представителей Заказчика, проанализировав представленные в материалы дела документы, приходит к следующим выводам.

В таблице пункта 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе указано наименование и характеристика товара: «Фильтрующий самоспасатель для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, а также от других опасных химических веществ, паров, газов и аэрозолей, в случае техногенных аварий и террористических актов… Капюшон и фильтр (фильтры) самоспасателя с боковым расположением фильтра (фильтров)…»

Также в пункте 1 раздела II под таблицей установлено следующее: «Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», по схеме сертификации 1С».

Пунктом 2 раздела II определен год выпуска товара не ранее 1 квартала 2021 года.

Ключевым условием доступа на рынок является обязательное подтверждение соответствия такого самоспасателя требованиям безопасности, установленным в частности в подпунктах 14 - 15 пункта 4.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011).

Требование о наличии бокового расположения фильтра относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, так как такое расположение фильтра безусловно не ограничивает подвижность головы и исключает сдвиг полумаски (снижения герметичности) при движении головы, а, следовательно, также выполняются требования, предусмотренные в подпунктах 14 - 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011.

Вместе с этим, ТР ТС 019/2011 не содержится запрета на боковое расположение фильтра (фильтров).

Срок изготовления самоспасателя не ранее 1 квартала 2021 года относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, так как от срока выпуска самоспасателя исчисляется его остаточный срок годности (срок эксплуатации).

Соответственно, чем позже выпущен самоспасатель, тем больше срок его эксплуатации.

Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования TP ТС 019/2011 по схеме сертификации 1С относится к качественным характеристикам объекта закупки.

При чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье людей на территории больницы.

Соответственно, Заказчиком закупается самоспасатель, выпускающийся серийно - продолжительное количество лет, у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации, имеют протоколы сертификационных испытаний.

Включение в техническое задание требований к объекту закупки в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Из прокола рассмотрения заявок от 12.03.2021 было выявлено, что на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все допущены до участия в электронном аукционе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, средства индивидуальной защиты, сертифицированные по схеме 1С, не обладают более высокими показателями по сравнению с средствами индивидуальной защиты, сертифицированным по схеме 5С, поскольку сертификат соответствия не является документом, по которому возможно сравнивать показатели качества продукции и их технические характеристики.

Как уже отмечалось ранее, ключевым условием доступа на рынок является обязательное подтверждение соответствия такого самоспасателя требованиям безопасности, установленным в частности в подпунктах 14 - 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011. Такое подтверждение, в соответствии с пунктом 5.4 ТР ТС 019/2011 и пунктом 17 Приложения №4 к ТР ТС 019/2011, осуществляется в форме сертификации.

В соответствии с Приложением №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, а именно пункте 5, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.

В соответствии с пунктом 5.14 ТР ТС 019/2011 при обязательной сертификации для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С. При этом под «безопасностью» понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба здоровью людей.

Для фильтрующих самоспасателей (объекта закупки) показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др. Данные показатели установлены в подпунктах 14, 15 ТР ТС 019/2011.

Обязательная сертификация средств индивидуальной защиты проводится в соответствии с Типовыми схемами сертификации, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза:

- для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С.

В соответствии с пунктом 20 Решения Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 №621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" сертификация проводится по Типовой схеме 1С.

Согласно пункту 17 Приложения № 4 ТР ТС 019/2011 к схеме сертификации средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие относятся: 1С, 3С, 4С, 5С, 6С.

Согласно пункту 5.14 ТР ТС 019/2011 Сертификация средств индивидуальной защиты осуществляется аккредитованным органом по сертификации, включенным в единый реестр.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем, в качестве которого могут выступать зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с таким изготовителем в части обеспечения соответствия поставляемых средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемых средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Схема сертификации 1С в отличие от 5С включает в себя такие процедуры как:

- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;

- проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией.

При схеме сертификации 5С указанные процедуры отсутствуют, а, следовательно, отсутствуют сертификационные испытания сертифицированной продукции в аккредитованных лабораториях (на основе анализа производства по результатам собственных испытаний, при которых безопасность и качество продукции не проверяются) для ограниченной партии (единичного изделия).

Таким образом, установленное в документации об аукционе Заказчиком требование о том, что качество и безопасность поставляемых самоспасателей подтверждается сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме 1С продиктовано требованиями Закона о сертификации поставляемых самоспасателей, которые обладают более высокими показателями для обеспечения сохранности жизни людей в экстренных ситуациях.

Таким образом, довод является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии А.А. Толстова

Е.Н. Кузнецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны