Решение №04-05/3152 Решение 216оз-20 от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 216оз-20

029/06/32-525/2020

Заказчик :

ГБУ Архангельской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, « Яренский детский дом»

165780,Архангельская область, Ленский район, с. Яренск. ул. Володи Дубинина д.3

Е-mail: jardeti@rusobr.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

Заявитель:

ООО "Янтарный берег"

299038, Севастополь, пр.Октябрьской Революции, д.40/6, оф.1

E-mail: sev-tender@mail.ru, simonova@ybereg.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

08 мая 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Чирова Л.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Подберезкиной А.Ю. (доверенность от 06.05.2020);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Янтарный берег» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ Архангельской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яренский детский дом» (далее – Заказчик), при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации стационарного отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их оздоровления на территории Российской Федерации. Отдых в южной климатической зоне на побережье Черного моря в летний период 2020 года (извещение №0324200024920000001).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.05.2020 № 75.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

06.04.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324200024920000001 о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации стационарного отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их оздоровления на территории Российской Федерации. Отдых в южной климатической зоне на побережье Черного моря в летний период 2020 года (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 1 600 000,00  руб.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Заявитель в жалобе указывает на то, что установленное дополнительное требование (п.5 приложения 1 ПП №99) ограничивает конкуренцию, т.к. для подачи заявки по данному требованию необходимо предоставить документы на электронную площадку и площадка имеет право рассматривать в течение 5 рабочих дней, а без допуска площадки по данному требованию подача заявки невозможна.

Согласно части 1 статьи 56.1 ФЗ «О контрактной системе» под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление №99) (начало действия редакции - 31.03.2020), в том числе:

5. Оказание услуг по организованной перевозке групп детей автобусами

наличие на праве собственности или на ином законном основании автобусов, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, которые соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров, допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены в установленном порядке тахографами, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

7. Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

В извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме в пункте 3 «Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ» установлено следующее: «3.1 Требования в соответствии с п. 5 приложения № 1 ПП РФ № 99

Наличие на праве собственности или на ином законном основании автобусов, которые соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров, допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены в установленном порядке тахографами, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

3.2 Требования в соответствии с п. 7 приложения № 1 ПП РФ № 99

Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "O закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

В пункте 3.2.5 раздела 3.2 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, составу заявки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса установлено, что вторая часть заявки должна содержать требуемые заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации информацию и документы, а именно:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника конкурса, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса;

2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено в специальной части конкурсной документации.

При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;

3) документы или копии таких документов, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

4) документы или копии этих документов, подтверждающие право участника конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона, в случае, если участник конкурса заявил о получении указанных преимуществ;

5) документы или копии этих документов, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

6) документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса.

При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации;

7) декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком, уполномоченным органом ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона, подпунктом 1.7.1 пункта 1.7 раздела 1 части I конкурсной документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В разделе 10 «Документы, входящие в состав заявки» конкурсной документации установлено: «10.2.1. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов:

10.2.2. Копия (копии) ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и копия (копии) документа (документов) подтверждающих исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней);

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015).

10.3. Документы, подтверждающие квалификацию участника:

10.3.1. Таблица 1 «Наличие материально-технических ресурсов, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления» (Приложение № 1 к специальной части);

10.3.2. Таблица 2 «Наличие бытовых условий и инфраструктуры, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления» (Приложение № 1 к специальной части);

10.3.3. Таблица 3 «Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Приложение № 1 к специальной части);

10.3.4. Таблица 4 «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (Приложение № 1 к специальной части).

10.4. Иные документы по усмотрению участника конкурса.

Отсутствие документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в силу Постановления №99.

В связи с тем, что документы по Постановлению №99 направляются Заказчику через оператора электронной площадки во вторых частях заявки, довод не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 15.06.2019 N 772 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" (далее – Постановление №772) (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2020 N 245 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации") установлено, что дополнительные требования к оснащению автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предусмотренные позицией 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями, внесенными настоящим постановлением), не применяются до 31 мая 2020 года. (Начало действия редакции - 19.03.2020. Окончание действия редакции - 07.05.2020).

Пунктом 3 постановления N 772 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2020 №597 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации") установлено, что дополнительные требования к оснащению автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предусмотренные позицией 5 приложения N 1 к постановлению Правительства №99 (с изменениями, внесенными указанным постановлением), не применяются до 31 мая 2021 года (начало действия редакции - 08.05.2020).

29.04.2020 Заказчиком размещено извещение о продлении срока подачи заявок, в связи с тем, что конкурс с ограниченным участием в электронной форме признан несостоявшимся (не подано ни одной заявки).

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и извещение о продлении срока подачи заявок размещены до начала действия редакции Постановления N 772 - 08.05.2020, но на момент действия редакции - 19.03.2020, в соответствии с которой дополнительные требования к участникам закупки не применяются до 31 мая 2020 года.

Следовательно, требования к участникам закупки установлены Заказчиком неправомерно.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Заявитель указывает на то, что критерий «Опыт участника по успешному оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению», значимость которого составляет 50% имеет наибольший вес и соответственно устанавливает неравную конкуренцию.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев.

Частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены соответствующие Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила, Постановление №1085).

В соответствии с частью 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:

значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;

значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.

В разделе 16 Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок в пункте 16.4 Показатель «Опыт участника по успешному оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению» конкурсной документации установлено следующее: «Значимость показателя – 50%; Коэффициент значимости показателя – 0,50; Оценивается наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг сопоставимого характера и объема в период с 01.01.2017 по 31.12.2019».

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила, что показатель по критерию «Квалификация участников» не противоречит требованиям Постановления №1085.

 

Архангельское УФАС отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Заявитель на заседание Комиссии Архангельского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Янтарный берег" необоснованной.

2. Признать Заказчика – ГБУ Архангельской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Яренский детский дом» нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка» (далее- Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии Л.А. Чирова

И.М. Фарманова

Связанные организации

Связанные организации не указаны