Решение б/н обосн от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

19 июня 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: 

Уполномоченного органа: 

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

13 июня 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии, созданной Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области (далее – Уполномоченный орган, аукционная комиссия), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений обособленных структурных подразделений ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», по адресу: Архангельская область, Ленский район, с. Яренск, ул. Кишерская, д. 5 (извещение №0124200000624003827).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия аукционной комиссии, созданной Уполномоченным органом, в связи с отклонением заявки ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.06.2024 № 314-05-355.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

28.05.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №0124200000624003827 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений обособленных структурных подразделений ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», по адресу: Архангельская область, Ленский район, с. Яренск, ул. Кишерская, д. 5 (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 10 069 296,03 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.06.2024 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка, которой был присвоен идентификационный номер 116712002.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.06.2024 заявка единственного участника отклонена «по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (Требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 №2571. Работы по текущему ремонту зданий, сооружений)

Участником закупки в качестве опыта выполнения работ представлен договор на выполнение работ по капитальному ремонту кровель зданий ремонтно-механического участка (РМУ) и цеха по ремонту пассажирских вагонов (ЦРПВ) № СОРУ0661/23/Р, заключенный между АО «…» и ООО «…».

Из представленного участником закупки договора невозможно сделать вывод, что он был заключен и исполнен в соответствии с Законом № 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Запись в реестрах заключенных контрактов и договоров отсутствует.

Из представленного акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств невозможно сделать вывод о том, что договор исполнен в полном объеме».

Заявитель в своей жалобе указывает, что аукционная комиссия ошибочно указала в протоколе на то, что по представленному договору невозможно установить опыт выполнения работ по капитальным работам. При этом площадка РТС-тендер проверила заявку как соответствующую требованиям. Аукционная комиссия не разобралась в представленном договоре, не проверила должным образом соответствие представленного договора, который является заключенным и исполненным на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 233-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если ФЗ «О контрактной системе» предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

В Извещении установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе»:

«3.1 Требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571

Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ».

Согласно позиции 15 раздела III приложения к Постановлению № 2571 к участникам закупки работ по текущему ремонту зданий, сооружений предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Абзацем шестым подпункта "б" пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что опытом исполнения договора, представляемым в соответствии с пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" пунктами 1 и 2 позиции 15 приложения к Постановлению № 2571, является опыт исполнения контракта, заключенного и исполненного в соответствии с ФЗ «О контрактной системе», либо опыт исполнения договора, заключенного и исполненного в соответствии с Законом 223-ФЗ.

Соответственно, цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 2 013 859,20 рублей, исходя из расчета 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» определено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 данной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В силу пункта 4 части 4 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 указанной части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктом 2 и пунктом 3 части 6 статьи 43 указанного Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что оператором электронной площадки в качестве подтверждения соответствия Заявителя дополнительным требованиям направлены следующие документы:

- договор на выполнение работ по капитальному ремонту кровель зданий ремонтно-механического участка (РМУ) и цеха по ремонту пассажирских вагонов (ЦРПВ) № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023 на сумму 6 300 000,00 рублей.

- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов основных средств от 31.08.2023 №1.

- скриншот с сайта оператора электронной площадки по заключению договора с указанием номера закупки в ЕИС №32312522006.

Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что аукционная комиссия при рассмотрении единственной заявки не нашла в ЕИС закупку с извещением № 32312522006, а также в реестре договоров договор № СОРУ0661/23/Р, в связи с чем аукционная комиссия не смогла сделать вывод, что представленный участником договор был заключен и исполнен в соответствии с ФЗ «О контрактной системе», либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом 223-ФЗ.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2022 года № 301 "Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее - Постановление № 301) заказчикам, попавшим под действие Постановления № 301 необходимо осуществлять закупки только путем проведения: - закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме; - неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 3 ФЗ «О закупках»); при этом, если будет проводиться закрытая конкурентная закупка в электронной форме, то такая закупка должна проводиться исключительно на специализированной электронной площадке.

Из анализа представленных контрактов в качестве подтверждения соответствия Заявителя дополнительным требованиям следует, что представленный договор является заключенным и исполненным на основании Закона 233-ФЗ по закупке с извещением №32312522006, что подтверждается скриншотом с сайта оператора электронной площадки по заключению договора с указанием номера закупки в ЕИС №32312522006.

Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.

Исходя из вышеизложенного, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» на основании того, что представленный участником закупки договор № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023 не является заключенным и исполненным в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» или в соответствии с Законом 223-ФЗ.

Таким образом, аукционная комиссия нарушила подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях аукционной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по следующим основаниям.

В составе заявки Заявителем по договору № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023 представлены также следующие документы:

- Акт о выполненных работах 31.08.2023 №1 на сумму 2 881 753,88 руб., акт от 31.08.2023 №20.

- Акт о выполненных работах, акт о приемке выполненных работе, справка о стоимости выполненных работ и затрат, датированные 30.09.2023 №2 на сумму 1 177 662,60 руб., акт от 30.09.2023 №25.

- Акт о выполненных работах, акт о приемке выполненных работе, справка о стоимости выполненных работ и затрат, датированные 31.10.2023 №3 на сумму 2 240 583,49 руб.

- Акт о выполненных работах, акт о приемке выполненных работе, справка о стоимости выполненных работ и затрат, датированные 31.10.2023 №4 на сумму 506 911,42 руб.

- дополнительное соглашение от 29.09.2023 № 1 к договору № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023.

- документы, подтверждающие квалификацию для выполнения работ по пожарной безопасности.

При этом, Заявитель в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» подгрузило на аккредитацию в соответствии позицией 15 раздела 3 приложения к Постановлению № 2571 полный комплект по договору № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023, однако данный комплект документов отклонен Оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки признал соответствующим приложение самого договора № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023, акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов основных средств от 31.08.2023 №1 и скриншота с сайта оператора электронной площадки по заключению договора с указанием номера закупки в ЕИС №32312522006. Поэтому полный комплект документов был представлен в составе заявки.

Вместе с тем, документы, приложенные в составе заявки Заявителя, не могут быть учтены в качестве документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным позицией 15 раздела III приложения к Постановлению № 2571, поскольку это не предусмотрено положениями части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» и извещением об осуществлении закупки.

Иной подход к рассмотрению заявки участника закупки противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, которые предусматривают обязанность участника закупки предоставлять документы в подтверждение соответствия наличия опыта выполнения работ исключительно оператору электронной площадки в целях их проверки и последующего размещения в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно акту о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов основных средств от 31.08.2023 №1 представленный договор исполнен на 1 907 252,05 руб., что составляет 18,94% от начальной (максимальной) цены контракта и не соответствует требованиям, установленным в Извещении в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» и позицией 15 раздела III приложения к Постановлению № 2571.

Следовательно, представленный оператору электронной площадки единственным участником закупки пакет документов, включающий договор на выполнение работ по капитальному ремонту кровель зданий ремонтно-механического участка (РМУ) цеха по ремонту пассажирских вагонов (ЦРПВ) № СОРУ0661/23/Р от 28.07.2023 и акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов основных средств от 31.08.2023 №1 не является подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 15 раздела III приложения к Постановлению № 2571.

На основании вышеизложенного, заявка Заявителя не соответствует требованиям Извещения и законодательства о контрактной системе.

Таким образом, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» на участие в электронном аукционе.

При рассмотрении жалобы по существу Комиссия Архангельского УФАС России считает необходимым передать материалы дела по подведомственности в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, при обжаловании действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СКР ТРЕЙДСТРОЙ» обоснованной.

2. Признать аукционную комиссию, созданную Уполномоченным органом – Контрактным агентством, нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела в ФАС России для рассмотрения действий оператора электронной площадки в рамках жалобы Заявителя.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны