Решение б/н необ от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 288фз-23

029/06/42-822/2023

Заказчик:

ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №58 Федеральное медико-биологического агентства»

164502, Архангельская обл, г. Северодвинск, ул. Кирилкина, д.4

E-mail: cmsch58@fmbamail.ru, melnikyv@med58.ru, ponomarevaoa@med58.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО «Ангиотрэк»

196247, г. Санкт-Петербург,

пл. Конституции, д. 2, литера А, этаж 2, помещение 27Н (Ч.П.49)

E-mail: oooangiotrek@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

28 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Черных А.Е. (доверенность от 24.08.2023 № 5);

Заказчика: Зориной К.И. (доверенность от 25.08.2023 № б/н);

УСТАНОВИЛА:

21 августа 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Ангиотрэк» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №58 Федеральное медико-биологического агентства» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий (набор для введения сосудистого катетера) (извещение №0324100001123000309).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.08.2023 № 197.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

14.08.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324100001123000309 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий (набор для введения сосудистого катетера) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 3 234 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Описание объекта закупки сформировано Заказчиком под товар единственного производителя «набор для введения сосудистого катетера» Radifocus Introducer II M coat производства Terumo (РУ №РЗН 2016/4786 от 30.09.2016г.). Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичным медицинским изделием.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к закупаемым товарам, в том числе:

Наименование товара

ОКДП2/КТРУ для сведения

Описание (характеристики) объекта закупки

Наименование показателя

Значения показателя

Единица измерения показателя

Обоснование включения показателя в описание объекта закупки

1

Набор для введения сосудистого катетера

32.50.13.110-00005130

     

Длина интродьюсера

Не менее 25

Сантиметр

Параметр определяет оптимальную длину инструмента для определённых клинических случаев

Диаметр мини-проводника

0,021

Дюйм

 

Размер инъекционной иглы

21

G

Параметр определяет совместимость с другими инструментами, применяемыми при проведении процедуры

Размер интродьюсера (по заявке на выбор заказчика)

5

Fr

2

Набор для введения сосудистого катетера

32.50.13.110-00005130

     

Длина интродьюсера

Не менее 25

Сантиметр

Параметр определяет оптимальную длину инструмента для определённых клинических случаев

Диаметр мини-проводника

0,021

Дюйм

 

Размер инъекционной иглы

21

G

Параметр определяет совместимость с другими инструментами, применяемыми при проведении процедуры

Размер интродьюсера (по заявке на выбор заказчика)

6

Fr

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее.

Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Одним из таких принципов является качество медицинской помощи и приоритет жизни и здоровья граждан. При составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно особенностями закупаемого товара и его применения. Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.

Размещенные характеристики набора для введения сосудистого катетера соответствуют клиническим нуждам (Ангиопластика сердца, стентирование, коронарная ангиопластика, стентирование сосудов сердца) и мануальным навыкам специалистов отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, которое осуществляет специализированную, высокотехнологичную помощь в части обследования и лечение больных с сердечно-сосудистыми, острым коронарным синдром, инсультом, кардиологическими, хирургическими, и заболеваниями).

Чтобы добраться до сосудов сердца врачу необходимо попасть в артериальную систему пациента. Для этого используется одна из периферических артерий - бедренная (в паху) или лучевая (на предплечье). Под местной анестезией в артерии делается прокол и устанавливается трансрадиальный интродьюсер- специальная трубка, которая является «входными воротами» для всех необходимых инструментов.

Трансрадиальный интродюссер - это гидрофильный интродюссер для доступа и введения рентгенхирургических инструментов через лучевую артерию. Лучевая артерия имеет вариабельный диаметр 2-3 мм и длину около 20-23 см, подвержена спазмированию из-за механические раздражения.

Специалисты ФГБУЗ ЦМСЦ № 58 ФМБА России в практике используют наиболее длинные интродюссеры (25 см), так как они наиболее вероятно достают до плечевой артерии, покрывая лучевую артерию на всю длину. Доступ осуществляется одномоментно и дистальный кончик интродюдюссера находится в более крупном сосуде - плечевой артерии (диаметр 6-8 мм). Наиболее короткие интродюссеры чаще используются в педиатрической практике, а интродюссеры средней длины могут использоваться при проведении диагностических и плановых вмешательств. При выполнении срочных операций коронарографии и коронарной ангиопластики у больных с острым коронарным синдромом необходимо иметь надежный доступ к сосудам сердца и возможность быстро менять катетеры в артериях руки. При использовании более коротких интродюссеров всегда возникает вероятность спазма лучевой артерии из-за механического раздражения (интродюссер кончиком не достает до крупной плечевой артерии). Из-за этого возникает необходимость селективного введения спазмолитиков, что не всегда возможно при тяжелом состоянии больного или перехода на другой (трансфеморальный) доступ. Все это приводит к потере времени и ухудшению состояния больного.

С трансрадиальными интродюссерами используются пункционные иглы 20G и 21G. Иглы 21G более тонкие (в размерном ряду чем больше цифра, тем тоньше диаметр иглы), что специалисты считают предпочтительнее для пункции сосуда диаметром 2-2,5 мм. Используя более тонкую иглу, меньше травмируется стенка артерии, что в последующем препятствует спазму и тромбозу артерии. Естественно с иглами 21G возможно использование проводников только 0,021'' (0,53 мм), а с интродюссерами 25 см возможно использование проводников только 80 см.

Наборы для введения сосудистого катетера - трансрадиальные интродюссеры диаметром 5F и 6F выделены в отдельную потребность и оформлены в электронный аукцион.

Интродьюсеры внутрисосудистые в наборе: интродьюсер с клапаном, проводник, дилататор, игла, с характеристиками, указанными Заявителем в жалобе, приобретены Заказчиком отдельной закупкой в достаточной потребности путем проведения электронного аукциона и заключен контракт от 28.07.2023 № 03241000011230002670001.

Заслушав представителей Заявителя и Заказчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил показатели к товарам, исходя из своей потребности, из назначения такого товара.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 24.08.2023 было подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

Кроме того, в материалах дела представлено информационное письмо ООО «Терумо Рус» от 22.08.2023 № 085, в котором сообщается, что компания Terumo Europe N.V. осуществляет продажу и гарантирует качество продукции Группы компаний Terumo в соответствии с заявленными характеристиками, при условии ее реализации в Российской Федерации через Официальную Дистрибьюторскую сеть. Дальнейшее распространение продукции осуществляется официальными дистрибьюторами и поставляется по запросу неограниченному кругу лиц. Со своей стороны Terumo Europe N.V. прилагает все возможные усилия для обеспечения бесперебойной поставки продукции на Российский рынок, в соответствии с потребностями заказчиков и обязательствами Официальных дистрибьюторов.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании Описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Ангиотрэк» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны