Решение б/н обоснована от 13 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 268мз-22

029/06/33-923/2022

Заказчик:

Администрация Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области

165500, Архангельская область,

с. Верхняя Тойма, ул. Кировская, 6

E-mail: admsvt@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: ko@roseltorg.ru

Заявитель:

ООО "КОНТРАКТ"

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Е-mail: skvconsultor@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

11 октября 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в отсутствии представителей от Заказчика, Заявителя, которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

04 октября 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Администрации Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории (капитальный ремонт моста), расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Северодвинская (извещение №0124600003022000084).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.10.2022 № 01-8/18.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

27.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124600003022000084 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории (капитальный ремонт моста), расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Северодвинская (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 9 977 476,46  рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Заявитель полагает, что Заказчик имеет право установить требование, предусмотренное пунктом "б" части 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 только в случае, если Заказчик не воспользовался правом по установлению требований к участникам закупки, предусмотренных частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В силу пункта 3 части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

На основании части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановления № 2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе», включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Пунктом 2 раздела «Требования к участникам» Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: «Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе».

При этом пунктом 4 раздела «Требования к участникам» Извещения установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.

Таким образом, материалами дела установлено, что в Извещении Заказчик одновременно установил требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» и требование об отсутствии в предусмотренном ФЗ «О контрактной системе» реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами.

Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления № 2571, устанавливается если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления № 2571, заказчиком не устанавливается.

Согласно части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

Таким образом, устанавливая в Извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона и требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления № 2571, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в Извещении установил незаконное требование к содержанию заявки участника о предоставлении Предложения участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Как подтверждается материалами дела, в пункте 3 Приложении № 4 к Извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать «предложение участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ)».

Данное требование установлено пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, порядок проведения конкурентного способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - электронного аукциона - регламентирован статьей 49 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно части 1 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, или предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона.

На основании части 2 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» участники закупки, подавшие в соответствии с указанным Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 данной статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона).

В части 3 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» определен порядок подачи ценовых предложений.

Следовательно, процедура подачи ценовых предложений осуществляется с использованием электронной площадки и, исходя из части 1 и 2 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе», предложение участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе»), предусмотренное пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе», при проведении электронного аукциона в составе заявки не предоставляется.

На основании вышеизложенного, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении в составе заявки Предложения участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе»).

Таким образом, Заказчик нарушил часть 1 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки установлено следующее.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать:

2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений части 2 указанной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 указанного Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:

1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 указанной статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 указанной статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;

2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 указанной статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Аналогичные требования установлены Заказчиком в пункте 2 Приложении № 4 к Извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке».

В пункте 5.2 приложения к извещению «Техническое задание на выполнение работ» установлено, что полный перечень и объем работ, материалов и оборудования по объекту приведен в проектной документации, сметной документации и рабочей документации.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 №ИА/53616/20, согласно которому заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству общественной территории (капитальный ремонт моста), расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Северодвинская.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского Кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Разделом 6 приложения к Извещению «Проект муниципального контракта» предусмотрен порядок выполнения, сдачи-приемки выполненных работ на основании представленных подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 справки по форме КС-3, разделом 3 - порядок оплаты выполненных работ, что свидетельствует о том, что по итогам закупки заключается подрядный договор.

Указанный договор не носит смешанного характера, не включает в себя элементы различных договоров (пункт 3 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ), в данном случае договора подряда и договора поставки.

Следовательно, требование Заказчика о предоставлении участником в составе заявки предложения о товаре с указанием конкретных характеристик и страны происхождения является неправомерным, не в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системе». В данном случае требовалось предоставить только согласие на выполнение работ по благоустройству общественной территории (капитальный ремонт моста), расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Северодвинская.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 3 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

В силу пункта 1 части 2 статьи ФЗ «О контрактной системе» при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.

Согласно Извещению дата и время окончания срока подачи заявок 05.10.2022 15:00.

Вместе с тем, 06.10.2022 Заказчиком по рассматриваемой закупке размещен документ «Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2022 №ИО1» и данная закупка переведена в статус «Определение поставщика отменено».

При этом, предписание об отмене определения поставщика по Извещению №0124600003022000084 Архангельским УФАС России не выдавалось.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 1 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" обоснованной.

2. Признать Заказчика - Администрацию Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области, нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 42, часть 1 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка», предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как закупка отменена.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны