Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 1 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            Я, заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы по делу № 029/04/9.21-19/2023 в отношении ООО «Электрические сети»,

             ИНН: 2901301342;

             ОГРН: 1202900002722;

             Адрес (место нахождения): 163000, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 112, корп. 3, пом. 49

            Ф.И.О., должность руководителя: Н., генеральный директор ООО «ЭЛСЕТИ» (согласно выписке из ЕГРЮЛ), извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

УСТАНОВИЛ:

            Событие административного правонарушения и его квалификация:

            Между ООО «ЖКХ Холмогоры» (далее – Заявитель) и ООО «ЭЛСЕТИ» был заключен Договор № 332-2692ТП/1221э от 10.12.2021 год, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств – гаража, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский муниципальный район, сельское поселение Холмогорское, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, д. 36, ЗУ с кад. номер 29:19:161914:377, к электрическим сетям Общества. Договор, со стороны сетевой компании, подписан генеральным директором ООО «ЭЛСЕТИ» – С.

           Неотъемлемым приложением к типовым условиям договора являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям от 27.12.2021 года, которые также подписаны генеральным директором ООО «ЭЛСЕТИ» – С.

 

           Согласно п. 1 типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения Сетевая организация принимает на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Гараж кирпичный на 24 места (далее - электроустановки) Заявителя.

            Согласно п. 3 технических условий максимальная мощность присоединяемых электроустановок Заявителя составляет - 15 кВт;

            Согласно п. 4 технических условий категория надежности - третья.

            Согласно п. 5 технических условий класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВт.

            Пунктом 5 Договора № 332-2692ТП/1221э от 10.12.2021 года, определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического подсоединения к электрическим сетям.

            Согласно условий Договора об осуществлении технологического присоединения, договор считается заключенным со дня оплаты Заявителем Счета, оплаченного в течение 10 рабочих дней.

            Согласно Платежного поручения № 1428 от 27.12.2021 года, оплата в размере 550 рублей, была произведена на счет сетевой компании в полном объеме.

            Таким образом, договор считается заключенным с 27.12.2021 года.

 

            Статьей 16 (б) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

            Характеристики подключаемого объекта попадают под норму (абз. 7 пп. «б» п.16 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 от 24.08.2021):

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

            В этой связи, срок выполнения мероприятий по техприсоединению, должен быть осуществлен в течение 6 месяцев т. е. до 28.06.2022 года.

 

            Как следует из заявления, поданного в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Заявителем, сетевая компания мероприятия по технологическому присоединению, в указанный срок (6 месяцев), принадлежащего ему объекта, не произвело.

               

            ООО «ЭЛСЕТИ» (ИНН: 2901301342, ОГРН: 1202900002722) является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т. ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических, юридических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

              Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

              Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

            Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т. ч. в сфере услуг по передаче электрической энергии.

            Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

 

            В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

            Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», ООО «ЭЛСЕТИ» является субъектом естественной монополии в силу прямого указания в законе.

 

            В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

            Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

            Нормы Правил технологического присоединения являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

            На основании п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12(1), 13, 14 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

             Согласно п. 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

             По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в т. ч. мероприятий по разработке, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

             В соответствии абз. 7 пп. «б» п. 16 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 от 24.08.2021) для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13, 14  настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств должен составлять 6 месяцев.

            Срок осуществления мероприятий, предусмотренный абз. 7 п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

            Продление сроков технологического присоединения законодательством не предусмотрено.

 

            Более того, ООО «ЭЛСЕТИ» следует учитывать, что Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике», являются основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру технологического присоединения, и в соответствии с ними обязаны действовать все участники рынка электроэнергетики.

            Таким образом, законодателем урегулированы общественные отношения в области подключения заявителей к электрическим сетям путем принятия общеобязательных правил, позволяющих более слабой стороне в данных отношениях - заявителю, - рассчитывать на безусловную возможность получения доступа к ресурсу (электрической энергии) безотносительно субъективного усмотрения на то сетевой организации. Этим и объясняется, что Правила № 861 содержат в себе требования по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в строго определенные сроки для каждой категории потребителей.

              ООО «ЭЛСЕТИ» на запрос Архангельского Управления ФАС России от 05.12.2022 года № 825/22 предоставило 09.01.2023 г., Акт № 20-ЗТП «ПМК»/1 об осуществлении технологического присоединения от 21.10.2022 г., объекта заявителя, подписанного сторонами Договора.

             Данный Акт № 20-ЗТП «ПМК»/1 указывает на конкретную дату - 21 октября 2022 года, осуществления технологического подключения к электрическим сетям, за сроком - 28 июня 2022 года, предусмотренным вышеуказанным Законом и Правилами.

             Таким образом, Управлением установлено, что ООО «ЭЛСЕТИ» нарушены требования, установленные абз. 13 п. 16 б), Правил № 861, выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.

 

             Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

             В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

              В данном случае, действия ООО «ЭЛСЕТИ» носят противоправный характер, охватываемый диспозицией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ООО «ЭЛСЕТИ» подтверждается материалами дела № 029/04/9.21-19/2023, а также протоколом по делу № 029/04/9.21‑19/2023 об административном правонарушении от 06.02.2022 № 575/23, составленным ведущим специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Т., в отсутствии представителя ООО «ЭЛСЕТИ» и/или его защитника.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо‑Запад» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (16.01.2024 г.).

В письменных пояснениях (возражения), представленных лицом привлекаемого к административной ответственности об административном правонарушении по делу № 029/04/9.21‑19/2023, ООО «ЭЛСЕТИ» полагает, что со стороны каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено.

Дело № 029/04/9.21-19/2023 рассмотрено должностным лицом Архангельского УФАС России в присутствии защитника, по доверенности – А.

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является ООО «Электрические сети»;

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ООО «Электрические сети» имелась возможность для соблюдения установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 норм и правил, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя – ООО «ЖКХ Холмогоры».

Смягчающих административную ответственность, в данном случае является тот факт, что на момент рассмотрения дела Управлением - Общество выполнило свои обязательства, по присоединению к электрическим сетям объекта Заявителя.

 

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

КоАП РФ не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого‑либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких‑либо угроз для личности, общества и государства.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае, состав вменяемого Обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично‑правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Любое злоупотребление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, независимо от формы выражения таких деяний (угроза, давление, совершение фактических действий), предполагает сознательное и намеренное поведение лица, рассматриваемое законодателем как потенциально опасное для всех сфер общественных отношений.

 

              Мероприятия по техническому присоединению к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств ООО «ЖКХ Холмогоры» - гаража, расположенной по адресу: Архангельская область, Холмогорский муниципальный район, сельское поселение Холмогорское, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, д. 36, ЗУ кад. № 29:19:161914:377, на момент вынесения настоящего постановления выполнены, что подтверждается представленным по запросу Архангельского УФАС России Обществом Актом № 20-ЗТП «ПМК»/1.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 9.21, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать юридическое лицо — ООО «Электрические сети» (ИНН: 2901301342;

ОГРН: 1202900002722) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере - 50 000 (пятьдесят   тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии счастью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 № 459‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                        Ю.Г. Цакулов

            Я, заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы по делу № 029/04/9.21-19/2023 в отношении ООО «Электрические сети»,

             ИНН: 2901301342;

             ОГРН: 1202900002722;

             Адрес (место нахождения): 163000, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 112, корп. 3, пом. 49

            Ф.И.О., должность руководителя: Н., генеральный директор ООО «ЭЛСЕТИ» (согласно выписке из ЕГРЮЛ), извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

УСТАНОВИЛ:

            Событие административного правонарушения и его квалификация:

            Между ООО «ЖКХ Холмогоры» (далее – Заявитель) и ООО «ЭЛСЕТИ» был заключен Договор № 332-2692ТП/1221э от 10.12.2021 год, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств – гаража, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский муниципальный район, сельское поселение Холмогорское, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, д. 36, ЗУ с кад. номер 29:19:161914:377, к электрическим сетям Общества. Договор, со стороны сетевой компании, подписан генеральным директором ООО «ЭЛСЕТИ» – С.

           Неотъемлемым приложением к типовым условиям договора являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям от 27.12.2021 года, которые также подписаны генеральным директором ООО «ЭЛСЕТИ» – С.

 

           Согласно п. 1 типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения Сетевая организация принимает на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Гараж кирпичный на 24 места (далее - электроустановки) Заявителя.

            Согласно п. 3 технических условий максимальная мощность присоединяемых электроустановок Заявителя составляет - 15 кВт;

            Согласно п. 4 технических условий категория надежности - третья.

            Согласно п. 5 технических условий класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВт.

            Пунктом 5 Договора № 332-2692ТП/1221э от 10.12.2021 года, определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического подсоединения к электрическим сетям.

            Согласно условий Договора об осуществлении технологического присоединения, договор считается заключенным со дня оплаты Заявителем Счета, оплаченного в течение 10 рабочих дней.

            Согласно Платежного поручения № 1428 от 27.12.2021 года, оплата в размере 550 рублей, была произведена на счет сетевой компании в полном объеме.

            Таким образом, договор считается заключенным с 27.12.2021 года.

 

            Статьей 16 (б) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

            Характеристики подключаемого объекта попадают под норму (абз. 7 пп. «б» п.16 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 от 24.08.2021):

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

            В этой связи, срок выполнения мероприятий по техприсоединению, должен быть осуществлен в течение 6 месяцев т. е. до 28.06.2022 года.

 

            Как следует из заявления, поданного в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Заявителем, сетевая компания мероприятия по технологическому присоединению, в указанный срок (6 месяцев), принадлежащего ему объекта, не произвело.

               

            ООО «ЭЛСЕТИ» (ИНН: 2901301342, ОГРН: 1202900002722) является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т. ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических, юридических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

              Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

              Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

            Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т. ч. в сфере услуг по передаче электрической энергии.

            Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

 

            В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

            Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», ООО «ЭЛСЕТИ» является субъектом естественной монополии в силу прямого указания в законе.

 

            В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

            Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

            Нормы Правил технологического присоединения являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

            На основании п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

            Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12(1), 13, 14 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

             Согласно п. 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

             По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в т. ч. мероприятий по разработке, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

             В соответствии абз. 7 пп. «б» п. 16 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 от 24.08.2021) для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13, 14  настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств должен составлять 6 месяцев.

            Срок осуществления мероприятий, предусмотренный абз. 7 п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

            Продление сроков технологического присоединения законодательством не предусмотрено.

 

            Более того, ООО «ЭЛСЕТИ» следует учитывать, что Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике», являются основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру технологического присоединения, и в соответствии с ними обязаны действовать все участники рынка электроэнергетики.

            Таким образом, законодателем урегулированы общественные отношения в области подключения заявителей к электрическим сетям путем принятия общеобязательных правил, позволяющих более слабой стороне в данных отношениях - заявителю, - рассчитывать на безусловную возможность получения доступа к ресурсу (электрической энергии) безотносительно субъективного усмотрения на то сетевой организации. Этим и объясняется, что Правила № 861 содержат в себе требования по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в строго определенные сроки для каждой категории потребителей.

              ООО «ЭЛСЕТИ» на запрос Архангельского Управления ФАС России от 05.12.2022 года № 825/22 предоставило 09.01.2023 г., Акт № 20-ЗТП «ПМК»/1 об осуществлении технологического присоединения от 21.10.2022 г., объекта заявителя, подписанного сторонами Договора.

             Данный Акт № 20-ЗТП «ПМК»/1 указывает на конкретную дату - 21 октября 2022 года, осуществления технологического подключения к электрическим сетям, за сроком - 28 июня 2022 года, предусмотренным вышеуказанным Законом и Правилами.

             Таким образом, Управлением установлено, что ООО «ЭЛСЕТИ» нарушены требования, установленные абз. 13 п. 16 б), Правил № 861, выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.

 

             Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

             В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

              В данном случае, действия ООО «ЭЛСЕТИ» носят противоправный характер, охватываемый диспозицией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ООО «ЭЛСЕТИ» подтверждается материалами дела № 029/04/9.21-19/2023, а также протоколом по делу № 029/04/9.21‑19/2023 об административном правонарушении от 06.02.2022 № 575/23, составленным ведущим специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Т., в отсутствии представителя ООО «ЭЛСЕТИ» и/или его защитника.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо‑Запад» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (16.01.2024 г.).

В письменных пояснениях (возражения), представленных лицом привлекаемого к административной ответственности об административном правонарушении по делу № 029/04/9.21‑19/2023, ООО «ЭЛСЕТИ» полагает, что со стороны каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено.

Дело № 029/04/9.21-19/2023 рассмотрено должностным лицом Архангельского УФАС России в присутствии защитника, по доверенности – А.

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является ООО «Электрические сети»;

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ООО «Электрические сети» имелась возможность для соблюдения установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 норм и правил, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя – ООО «ЖКХ Холмогоры».

Смягчающих административную ответственность, в данном случае является тот факт, что на момент рассмотрения дела Управлением - Общество выполнило свои обязательства, по присоединению к электрическим сетям объекта Заявителя.

 

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

КоАП РФ не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого‑либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких‑либо угроз для личности, общества и государства.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае, состав вменяемого Обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично‑правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Любое злоупотребление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, независимо от формы выражения таких деяний (угроза, давление, совершение фактических действий), предполагает сознательное и намеренное поведение лица, рассматриваемое законодателем как потенциально опасное для всех сфер общественных отношений.

 

              Мероприятия по техническому присоединению к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств ООО «ЖКХ Холмогоры» - гаража, расположенной по адресу: Архангельская область, Холмогорский муниципальный район, сельское поселение Холмогорское, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, д. 36, ЗУ кад. № 29:19:161914:377, на момент вынесения настоящего постановления выполнены, что подтверждается представленным по запросу Архангельского УФАС России Обществом Актом № 20-ЗТП «ПМК»/1.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 9.21, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать юридическое лицо — ООО «Электрические сети» (ИНН: 2901301342;

ОГРН: 1202900002722) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере - 50 000 (пятьдесят   тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии счастью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 № 459‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                        Ю.Г. Цакулов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны