Предупреждение №5635/23 Без аннотации от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

61п-2023

 

 

Глава Виноградовского муниципального округа Архангельской области

 

Комитет по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа Архангельской области

 

МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

23 октября 2023 года                                                                                                                 г. Архангельск

 

По результатам рассмотрения поступившего из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области обращения от 29.08.2023 № 313/2011 установлено, что между МКУ «Рочегодское» (указано ссудодателем), Комитетом по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа Архангельской области (указан балансодержателем) и ООО «Виноградовские тепловые сети» (указано ссудополучателем) заключено соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области № 8 от 08.06.2023, на условиях которого обществу было передано соответствующее муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения.

Данное соглашение заключено на основании распоряжения главы Виноградовского муниципального округа от 07.06.2023 № 772-р «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения теплоснабжения на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области».

Так, согласно пункту 2 вышеназванного распоряжения было принято следующее решение – Комитету по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа Архангельской заключить соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на объекты теплоснабжения, расположенные на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области, с ООО «Ресурс-Сервис» на период до заключения концессионного соглашения».

Торги в данном случае не проводились.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона
от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако объекты теплоснабжения были переданы ООО «Виноградовские тепловые сети» по соглашению № 8 от 08.06.2023 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «Виноградовские тепловые сети» без проведения торгов предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества по соглашению об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области № 8 от 08.06.2023, заключенному на основании распоряжения главы Виноградовского муниципального округа Архангельской области от 07.06.2023 № 772-р, требования действующего законодательства были нарушены, что свидетельствует о создании для ООО «Виноградовские тепловые сети» преимущественных условий доступа на соответствующий рынок по предоставлению услуг теплоснабжения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10), достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора лица, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, решение о передаче муниципального имущества (объекты теплоснабжения) без проведения торгов ООО «Виноградовские тепловые сети» и непосредственная передача этого имущества обществу ограничили возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении рассматриваемого муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг теплоснабжения.

Причины, по которым рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «Виноградовские тепловые сети» (в том числе временно, в целях организации теплоснабжения на территории муниципального образования), не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МКУ «Рочегодское» является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера (код 84.11.3).

В свою очередь, как следует из Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация теплоснабжения в пределах границ соответствующего муниципального образования относится к числу вопросов местного значения.

Учитывая изложенное, о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» свидетельствуют:

1) Распоряжение главы Виноградовского муниципального округа от 07.06.2023 № 772-р «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения теплоснабжения на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области», согласно пункту 2 которого было принято решение о заключении Комитетом по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа Архангельской соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на объекты теплоснабжения, расположенные на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области, с ООО «Виноградовские тепловые сети» на период до заключения концессионного соглашения.

2) Действия МКУ «Рочегодское» и Комитета по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа по передаче ООО «Виноградовские тепловые сети» без проведения торгов муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, на условиях соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области № 8 от 08.06.2023.

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости в срок до 20 мая 2024 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно:

1) Главе Виноградовского муниципального округа Архангельской области отменить пункт 2 распоряжения от 07.06.2023 № 772-р «О порядке использования имущества, необходимого для обеспечения теплоснабжения на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области»;

2) МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области и Комитету по управлению имуществом, ЖКХ и земельным отношениям Виноградовского муниципального округа Архангельской области обеспечить прекращение заключенного с ООО «Виноградовские тепловые сети» без проведения торгов соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории МКУ «Рочегодское» Виноградовского муниципального округа Архангельской области № 8 от 08.06.2023 с изъятием из неправомерного пользования ООО «Виноградовские тепловые сети» соответствующего муниципального имущества.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Руководитель управления

 

Ю.Г. Цакулов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны