Решение б/н В Архангельское УФАС России поступили материалы Банка России... от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/5-814/2023

Резолютивная часть оглашена «13» ноября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено «20» ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Руководитель Архангельского УФАС России;
Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

[удалено]
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 029/05/5-814/2023, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива «Сберзайм» (ИНН: 2902066099, ОГРН: 1102902001960, юридический адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, пр-кт Ленина, д.21) (далее — КПК «Сберзайм», Кооператив) по признакам нарушения требований ч. 7 ст. 5 , ч. 3, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), по обращению Северо-Западного главного управления Банка России (далее — Банк России), в присутствии представителя Банка России [удалено], руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),
УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступили материалы Банка России в отношении КПК «Сберзайм».
Так, согласно представленным материалам, в рамках проведения мониторинга территорий Банком России установлено, что по адресу: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр-т Ленина, д. 21 размещены две рекламные конструкции следующего содержания:
«Кредитно-потребительский кооператив граждан Сберзайм» и «Займы населению и предпринимателям. Сумма кредитования от 5000 рублей. Отсутствие комиссий, справок, поручителей. Выдача процентов за использование личных сбережений. Займы выдаются исключительно членам кооператива».
При этом, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, Кооператив с 13.09.2022 находится в стадии ликвидации, в связи с чем, согласно требованиям части 5 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2009 № 190 «О кредитной кооперации», после принятия решения о ликвидации Кооператива этот Кооператив не вправе осуществлять прием новых членов Кооператива (пайщиков) и представлять займы. То есть, указанная вывеска может ввести потребителей (в том числе потенциальных потребителей) финансовых услуг в заблуждение. Информация рекламного характера не содержит сведения о нахождении Кооператива в стадии ликвидации.
Исходя из представленных фотоматериалов, спорная информация размещена на фасаде здания по адресу: г. Северодвинск, пр-т Ленина, д. 21.
Таким образом, указанные сведения информируют о деятельности КПК «Сберзайм», доступ к указанной информации имеет неопределенный круг лиц.
Пунктами 1,2,4 статьи 3 Закона о рекламе даны следующие определения:
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Вместе с тем, указанная информация имеет все признаки рекламы, а именно распространена путем размещения рекламной конструкции на фасаде здания, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам), формирует, поддерживает и продвигает его на рынке.
Информация, указанная на рекламной конструкции содержит в себе не только информацию, размещенную в силу обычая делового оборота (наименование лица, сведения о времени работы), а также имеет и объект рекламирования, который не предусмотрен обычаем делового оборота или законом, а также указывает на возможность оказания услуг, которые не могут быть оказаны данным кредитно-потребительским кооперативом.
Статья 5 Закона о рекламе определяет общие требования к рекламе. Так, частью 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 3 статьи 28 установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Кроме того, частью 14 статьи 28 Закона о рекламе определено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В рекламе: «Кредитно-потребительский граждан Сберзайм» и «Займы населению и предпринимателям. Сумма кредитования от 5000 рублей. Отсутствие комиссий, справок, поручителей. Выдача процентов за использование личных сбережений. Займы выдаются исключительно членам кооператива» отсутствуют существенные условия, влияющее на стоимость займа. Кроме того, данная реклама направлена на привлечение к деятельности кредитно-потребительского кооператива, находящегося в стадии ликвидации, который не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы.
Таким образом, в спорной информации содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 , ч. 3, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Совокупность имеющихся сведений подтверждает, что лицом определившим содержание рекламы является ООО «Сберзайм».
Таким образом, рекламодателем, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 , ч. 3, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе, является ООО «Сберзайм».
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную по адресу: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр-т Ленина, д. 21 с содержанием:
«Кредитно-потребительский кооператив граждан Сберзайм» и «Займы населению и предпринимателям. Сумма кредитования от 5000 рублей. Отсутствие комиссий, справок, поручителей. Выдача процентов за использование личных сбережений. Займы выдаются исключительно членам кооператива», ненадлежащей поскольку такая реклама нарушает требования ч. 7 ст. 5 , ч. 3, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Признать:
КПК «Сберзайм» (ИНН: 2902066099, ОГРН: 1102902001960, юридический адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, пр-кт Ленина, д.21) рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст. 5 , ч. 3, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе;
3. Выдать КПК «Сберзайм» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии
[удалено]

Члены комиссии
[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны