Решение №04-05/37/24 см. файл от 28 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 384мз-23 029/06/42-1269/2023 |
||||||
Заказчик: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105» 165300, Архангельская область, г. Котлас, переулок Таежный, д. 4 E-mail: school105kotlas@yandex.ru Уполномоченный орган: Контрактный отдел Управления экономического развития администрации городского округа «Котлас» 165300, Архангельская область, г. Котлас, пл. Советов, д. 3, каб. 322, 323 Е-mail: kotlas.okp@yandex.ru Оператор электронной площадки: ООО «РТС-тендер» 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А E-mail: ko@rts-tender.ru Заявитель: ООО «ЭкоПолис» 450077, г. Уфа, ул. Крупской, д.4, пом. 53 E-mail: info@ecopolys.ru, itza@mail.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2023 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены комиссии:
Титова О.Е. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок; |
Вижевцева С.Н. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
в присутствии представителей от:
Заявителя: Царева И.В. (приказ от 17.01.2020 № 1, ЕГРЮЛ).
Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.
УСТАНОВИЛА:
22 декабря 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «ЭкоПолис» (далее - Заявитель) на действия заказчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного отдела Управления экономического развития администрации городского округа «Котлас» (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку наборов конструкторов для занятий робототехникой (извещение № 0124300028923000301).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.12.2023 № 1161.
Уполномоченный орган представил письменные объяснения по жалобе письмом от 27.12.2023 № 02-17/1008.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
17.12.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300028923000301 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку наборов конструкторов для занятий робототехникой (далее – Извещение).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 438 684,37 руб.
Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».
21.12.2023 в Извещение внесены изменения.
Заявитель в своей жалобе указывает, что описание объекта закупки по позиции № 3 «набор робототехнический» сформировано Заказчиком под товар единственного производителя, поскольку в данный набор входят датчики Мультиплексор моторов для EV3, датчик вибрации для EV3, сервоконтроллер для EV3, репитер для EV3 производителя ООО «Робовед». Заказчик установил характеристики товара, которые ограничивают конкуренцию.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой в том числе установлены следующие характеристики товара:
№ |
Наименование товара Код позиции КТРУ указан для сведения |
Наименование характеристики товара |
Значение характеристики товара |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
… |
||||
3 |
Набор робототехнический КТРУ: 32.40.20.139-00000006 |
Вид набора |
Ресурсный |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Количество деталей, Штука |
< 500 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Дополнительные характеристики: |
||||
Элементы крепления датчиков и компонентов |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Мультиплексор моторов, Штука |
≥ 1 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Мультиплексор предназначен для подключения дополнительных моторов через порты M1 и M2 к контроллеру nxt/ev3 |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- количество портов на мультиплексоре, Штука |
≥ 4 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- порты предназначаются для подключения моторов; для подключения мультиплексора к контроллеру; для подключения дополнительного датчика или следующего в цепочке мультиплексора |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- дополнительный сквозной цифровой порт, с индивидуальным обозначением, для подключения дополнительного датчика или мультиплексора |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- порт с индивидуальным обозначением, который предназначен для подключения к порту первого (или единственного) мультиплексора в цепочке, для второго и последующих мультиплексоров в цепочке к этому порту подключается кабель идущий от порта, предыдущего мультиплексора |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- порты мультиплексора RJ-12 с замком фиксации справа |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- напряжение, Вольт |
≥ 7,2 и ≤ 9 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- длина мультиплексора, Миллиметр |
≥ 48 и ≤ 50 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- ширина мультиплексора, Миллиметр |
≥ 40 и ≤ 42 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- высота мультиплексора, Миллиметр |
≥ 7 и ≤ 8 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- количество крепежных отверстий на корпусе мультиплексора, Штука |
≥ 4 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Датчик вибрации, Штука |
≥ 1 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- напряжение, Вольт |
≥ 5 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- тип порта |
RJ-12 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- расположение замка |
справа |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Модуль серво контроллера, Штука |
≥ 1 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- каналы управления каждым из сервомоторов, Штука |
≥ 2 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Логическое управление текущим положением сервомотора осуществляется по логическому каналу от порта nxt/ev3 с напряжением, Вольт |
≥ 5 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- количество одновременно управляемых сервомоторов, Штука |
≥ 16 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- количество портов, Штука |
≥ 2 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- тип порта |
RJ-12 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- расположение замка |
справа |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Репитер, позволяющей увеличить длину кабеля от датчика к контроллеру, без потери качества работы и скорости обмена, Штука |
≥ 1 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- репитер подключается к любому из портов датчиков на контроллере nxt/ev3 и передает управляющие сигналы от контроллера к датчику и обратно, один в один, по принципу прозрачного подключения, не влияя на передаваемые сигналы, а лишь усиливая их и поддерживая скорость обмена |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- количество установленных портов на плате репитера, Штука |
≥ 3 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- тип порта |
RJ-12 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
- расположение замка |
справа |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Количество крепежных элементов, Штука |
≥ 16 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Количество кабелей в составе комплекта, Штука |
≥ 4 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Пластиковый контейнер из ударопрочного пластика, Штука |
≥ 1 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- длина контейнера, Миллиметр |
≥ 320 и ≤ 330 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- ширина контейнера, Миллиметр |
≥ 240 и ≤ 250 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
- высота контейнера, Миллиметр |
≥ 60 и ≤ 65 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Заказчик по данному товару применил код КТРУ 32.40.20.139-00000006, использовал обязательные для применения характеристики товара, а также «в связи с тем, что характеристики товара, указанные в КТРУ, не позволяют определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об уточнении описания технических характеристик товара, имеющих существенное значение для Заказчика: данное оборудования обладает оптимальными характеристиками для проведения занятий по робототехнике по образовательным методикам дополнительного образования детей в «Детском технопарке «Кванториум» с учетом совместимости с уже имеющимся оборудованием».
В материалы дела Заказчик представил таблицу со сравнительным анализом характеристик датчиков производителей Roboved (Россия) и Mindsensors (США).
Заслушав представителя Заявителя, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.
По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой, не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».
Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, Заказчик получил три коммерческих предложения у разных поставщиков.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.12.2023 на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям Извещения.
При этом заявка № 1 (победителя) по позиции № 3 содержит предложение товара со страной происхождения Китайская Народная Республика и без указания товарного знака. Заявка № 2 содержит предложение набора робототехнического с товарным знаком РОБОВЕД и страной происхождения Российская Федерация
С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании Описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает, что закупить вышеуказанные датчики у ООО «РОБОВЕД» невозможно, поскольку они забронированы у производителя определенным дилером ООО «Импульс» для данного электронного аукциона уже на этапе подготовки технического задания совместно с Заказчиком.
Однако, на официальном сайте производителя в сети интернет https://roboved.ru/, указано, что данные датчики есть в наличии и возможны к заказу.
Вместе с тем, Архангельское УФАС России отмечает, что рассмотрение дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не относится к полномочиям Комиссии Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЭкоПолис» необоснованной.
2. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии О.Е. Титова
С.Н. Вижевцева