Решение №04-05/3734/23 См.файл от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 225оз-23

029/06/33-655/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Плесецкая центральная районная больница»

164262, Архангельская обл, Плесецкий р-н, Плесецк рп, ул. Гагарина, 56

E-mail: it-pcrb@yandex.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

       
       
 

РЕШЕНИЕ

12 июля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Шепуревой Н.В. (доверенность от 10.07.2023);

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 02.05.2023 №83-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

06 июля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Плесецкая центральная районная больница» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппарата для ультразвуковой терапии (извещение №0124200000623004455).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.07.2023 №769.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.07.2023 №314-05-440.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

23.06.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623004455 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппарата для ультразвуковой терапии (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 138 500,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении не установлен код КТРУ – 26.60.13.150-00000046, что нарушает нормы законодательства о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение норм Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление № 878) Заказчик указал дополнительные характеристики закупаемого товара.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Из пункта 4 Правила использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Заказчик вправе выбрать тот код ОКПД2, который соответствует его потребностям. В ФЗ «О контрактной системе» не содержится требований, устанавливающих обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД2 для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определение кода ОКПД2 осуществляется Заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей закупаемого товара.

В Извещении установлен код ОКПД2 «26.60.13.150 Аппараты ультразвуковой терапии», код КТРУ Заказчиком не применен.

В соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В подпункте "а" пункта 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил № 145 в указанном случае не допускается.

Согласно Извещению в соответствии с Постановлением № 878 установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе:

п/п

Наименование товара. Код ОКПД2 для сведения

Характеристики товара

Наименование

характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

1

Аппарат для ультразвуковой терапии ОКПД2: 26.60.13.150

Аппарат предназначен для генерирования ультразвуковых механических колебаний в целях воздействия ими на отдельные участки тела человека

Соответствие

 

Дисплей, отражающий управление, контроль работы аппарата и индикацию

Наличие

 

Излучатели в комплекте

Не менее 2

штука

Эффективная площадь излучения излучателей:

- излучатель 1

- излучатель 2

Не менее 1

Не менее 4

 

см2

см2

Частота ультразвуковых колебаний

Не менее 0,88

МГц

Возможность обеспечения контроля наличия контакта между УЗ излучателем и телом пациента

Наличие

 

Частота следования импульсов

Не менее 50

Гц

Длительность импульсов в диапазоне

От не более 2 до не менее 10

мс

Эффективная интенсивность ультразвуковых колебаний в диапазоне

От не более 0,05

до не менее 3,0

Вт/см2

Время работы аппарата в продолжительном режиме

Не менее 6

час

Время установки рабочего режима

Не более 30

секунда

Напряжение питания аппарата

Не более 230

В

Диапазон установки таймера

От не более 1 до не менее 30

мин

Потребляемая мощность

Не более 50

В·А

Габаритные размеры электронного блока

Не более 260 × не более110 × не более 220

мм

Комплект поставки:

   

Электронный блок

Не менее 1

шт

Излучатели сменные

Не менее 2

шт

Держатель для излучателя

Не менее 1

шт

Эксплуатационная документация

Не менее 1

комплект

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что код позиции КТРУ 26.60.13.150-00000046 «Система ультразвуковая для физиотерапии», на который ссылается Заявитель, не соответствует потребностям Заказчика, следовательно, не применим к данной закупке.

Для Заказчика имеет принципиальное значение наличие в закупаемом медицинском оборудовании характеристик, указанных в описании объекта закупки, отсутствующих в КТРУ:

п/п

Наименование

характеристики

Значение

характеристики

Единица

измерения

характеристики

Обоснование потребности Заказчика

1

Аппарат предназначен для генерирования ультразвуковых механических колебаний в целях воздействия ими на отдельные участки тела человека

Соответствие

 

Удовлетворение функциональных потребностей Заказчика

2

Дисплей, отражающий управление, контроль работы аппарата и индикацию

Наличие

 

Удобство в эксплуатации аппарата пользователем

3

Излучатели в комплекте

Не менее 2

штука

Возможность воздействия на различные участки тела пациента. Необходимость двух излучателей с различными площадями поверхности обусловлена широким спектром сфер использования аппарата. Заказчику необходим аппарат для работы в различных направлениях: для лечения заболеваний кожи, внутренних органов, костномышечной и нервной системы.

4

Эффективная площадь излучения излучателей:

  • излучатель 1
  • излучатель 2

Не менее 1

Не менее 4

см2

см2

5

Частота ультразвуковых колебаний

Не менее 0,88

МГц

В соответствии с ГОСТ Р МЭК 60601-2-5;

Соответствует терапевтической практике Заказчика

6

Возможность обеспечения контроля наличия контакта между УЗ излучателем и телом пациента

Наличие

 

Данное требование принципиально важно для эффективности лечебного процесса, так как обеспечивает беспрерывность и правильность проводимых процедур

7

Частота следования импульсов

Не менее 50

Гц

Возможность применения аппарата для лечения широкого спектра заболеваний, таких как, заболевания кожи, внутренних органов, мышечной и нервной системы.

8

Длительность импульсов в диапазоне

От не более 2 до не менее

10

мс

9

Эффективная интенсивность ультразвуковых колебаний в диапазоне

От не более 0,05 до не менее 3,0

Вт/см2

10

Время работы аппарата в продолжительном режиме

Не менее 6

час

Обеспечивает возможность беспрерывной работы аппарата при высоких нагрузках. Установление данного требования обеспечивает проведение длительных процедур

11

Время установки рабочего режима

Не более 30

секунда

Обеспечивает возможность начать быстро работать на аппарате

12

Напряжение питания аппарата

Не более 230

В

В соответствии с

ГОСТ Р 50444

13

Диапазон установки таймера

От не более 1

до не менее

30

мин

Позволяет устанавливать необходимую длительность процедур

14

Потребляемая мощность

Не более 50

ВА

Для уменьшения общих затрат на электроэнергию

15

Габаритные размеры электронного блока

Не более 260 х не

более110 х не более 220

мм

Удобство размещения согласно стандартам помещений ЛПУ

Заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Предложенный Заявителем код КТРУ 26.60.13.150-00000046 содержит лишь четыре характеристики: режим работы импульсный, режим работы непрерывный, режим работы повторно-кратковременный, частота генерируемых ультразвуковых колебаний.

Использование лишь указанных выше характеристик не позволяет Заказчику сформировать Описание объекта закупки таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.

При таких обстоятельствах, поскольку Заказчиком не использована позиция КТРУ, обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных описанием объекта закупки согласно КТРУ, требуемое пунктом 6 Правил КТРУ, не требуется.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком характеристики закупаемого товара не противоречит ФЗ «О контрактной системе», Правилам использования КТРУ и Постановлению №878. Кроме того, Заказчиком было представлено обоснование необходимости использования именно таких характеристик закупаемого товара.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны