Решение №04-03/2499 См.файл от 7 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № РНП-29-110 029/06/104-581/2022 |
||||||
Заказчик: ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» 163002, г. Архангельск, ул. Павла Усова, 14 E-mail: contract@eco29.ru Участник закупки: Общество с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» 163002, г. Архангельск, проспект Московский, д 25, строение 8, офис 9 Е-mail: nppsnegir@mail.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
04 июля 2022 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Романова Д.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
в присутствии представителей от:
Заказчика: Коскокова О.С. (доверенность от 30.06.2022 № 1015), Ступиной М.Б. (доверенность от 30.06.2022 № 1023);
Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (далее – Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» в Реестр недобросовестных поставщиков.
Содержание обращения:
Согласно обращению Заказчика, контракт от 11.01.2021 №0124200000620007988 на оказание услуг по инвентаризации памятников природы регионального значения (извещение №0124200000620007988), заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь», расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
15.12.2020 Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение №0124200000620007988 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по инвентаризации памятников природы регионального значения (далее – документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта – 500 000,00 рублей.
25.12.2020 по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заявка Общества с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» была признана соответствующей.
11.01.2021 между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» (далее – Исполнитель, Общество) заключен контракт № 0124200000620007988 (далее – Контракт) на оказание услуг по инвентаризации памятников природы регионального значения.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта: «Исполнитель обязуется оказать Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом в срок: с даты заключения контракта по 30 сентября 2021 года».
26.11.2021 письмом № 2074 Заказчик направил Исполнителю претензию о нарушении сроках исполнения Контракта.
В период с октября 2021 года по май 2022 года Заказчиком были выставлены замечания Исполнителю на основании экспертиз результатов оказания услуг. В ходе экспертиз установлены несоответствия качества оказания услуг условиям Контракта. Результаты проведенной экспертизы отражены в Актах выявленных недостатков оказания услуг (представлены в материалах дела). Выставленные замечания не устранены Исполнителем в полном объеме.
24.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Исполнителя: «В связи с длительным периодом неисполнения Исполнителем обязательств по контракту…».
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №360) установлено, что до 01 июля 2022 года в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе», до 01 июля 2022 года заказчик направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе».
Не позднее дня направления решения размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона №360 (то есть не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма об одностороннем расторжении либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок указанного решения.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 указанного Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 указанного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 указанного Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно информации с официального сайта решение от 24.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день было размещено Заказчиком в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах».
24.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было лично получено представителем Исполнителя.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представитель Заказчика сообщил, что Заказчик определил дату надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта – 24.05.2022.
В связи с тем, что 02.06.2022 от Исполнителя поступил пакет документов с исправленными замечаниями, которые вновь не были приняты (письмо от 16.06.2022 №929, содержащее Акт выявленных недостатков оказания услуги по инвентаризации памятников природы регионального значения Архангельской области по контракту от 11.01.2021 №0124200000620007988), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 16.06.2022.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 103 «О контрактной системе» в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно части 3 статьи 103 «О контрактной системе» в порядке, установленном в соответствии с частью 6 указанной статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений и решения, в день подписания документа о приемке.
Следовательно, информация о расторжении Контракта должна была быть направлена Заказчиком в срок до 23.06.2022 (включительно).
Вместе с тем, информация о расторжении Контракта размещена на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 2290109747121000003 и реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено» лишь 28.06.2022.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе».
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 указанного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России с нарушением установленного законом срока - 27.06.2022.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе».
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
В письменном пояснении представитель Общества с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» сообщил, что полевые работы по Контракту выполнялись в период с 01.03.2021 по 05.09.2021. Далее Исполнитель составлял отчёты и прорабатывал карты. По каждому памятнику природы делался отдельный отчёт (Контракт содержит 4 условные единицы). Общество направило Заказчику отчёты в октябре 2021 года. После первых проверок Заказчик выставил небольшой перечень замечаний, Исполнитель исправил замечания и вновь направил отчеты Заказчику на проверку. Но после каждой новой проверки у Заказчика возникали новые замечания и по отчетам, и по картам. Исполнитель отмечает, что на данный момент у Заказчика находятся все материалы по контрактам, которые можно подписывать, но у Заказчика находятся всё новые причины, чтобы отказать.
Дополнительно Исполнителем были представлены фотографии с места полевых работ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).
Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Ни ФЗ «О контрактной системе», ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ «О контрактной системе».
В рассматриваемом случае Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия ООО НПП «Снегирь» были направлены на умышленное ненадлежащее исполнение Контракта.
Разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Архангельского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе», в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Приведенные выше обстоятельства не позволяют Комиссии Архангельского УФАС России сделать вывод о наличии в действиях ООО НПП «Снегирь» недобросовестного поведения или злонамеренного ненадлежащего исполнения Контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений в отношении ООО НПП «Снегирь» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в отношении Общества с ограниченной ответственностью Научно-Производственное предприятие «Снегирь» (163002, г. Архангельск, проспект Московский, д 25, строение 8, офис 9, ИНН 2901288490), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 103 и часть 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе».
3. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Д.С. Романова