Решение №05-03/7137 без аннотации от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 029/01/15-747/2020

Ответчик:

Администрация муниципального образования «Лешуконский муниципальный район»

164670, Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское, ул. Победы, д. 9

 

Заявитель:

АО «АрхоблЭнерго»

163045, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания»

163002, г. Архангельск, ул. П. Усова, д. 37, стр. 1

       
       
 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев материалы дела № 029/01/15-747/2020, возбужденного в отношении администрации МО «Лешуконский муниципальный район» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

от администрации МО «Лешуконский муниципальный район» – <...> (представитель по доверенности)

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявления АО «АрхоблЭнерго» Архангельское УФАС России выдало администрации МО «Лешуконский муниципальный район» предупреждение от 03.12.2019 № 27ш-2019 (исходящий номер <...> -03/6312) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению администрации МО «Лешуконский муниципальный район» необходимо было в срок до 01.06.2020 принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» предназначенным для оказания услуг теплоснабжения муниципальным имуществом, переданным обществу администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» по соглашению от 05.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 03.07.2019 № 293, от 05.07.2019 № 297, от 05.07.2019 № 298, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Принимая во внимание, что предупреждение от 03.12.2019 № 27ш-2019 (исходящий номер <...> -03/6312) не было выполнено в установленный срок, в отношении администрации МО «Лешуконский муниципальный район» 16.06.2020 возбуждено дело № 029/01/15‑747/2020 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 24.08.2020, к участию в деле в качестве заявителя было привлечено АО «АрхоблЭнерго», в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» (далее – ООО «ЛТК»).

В рамках дела № 029/01/15-747/2020 АО «АрхоблЭнерго» поддержало ранее изложенную в своем заявлении позицию о нарушении администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» антимонопольного законодательства при передаче ООО «ЛТК» объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Лешуконский муниципальный район».

 

Администрация МО «Лешконский муниципальный район» не согласилась с вменяемым нарушением, представив письменные возражения (письмо от 10.08.2020).

Согласно возражениям соглашение от 05.07.2019 заключено с ООО «ЛТК» при исключительных обстоятельствах (режим повышенной готовности) и носит по срокам временный характер – до заключения концессионного соглашения. Указанное соглашение никак не ограничивает и не устраняет конкуренцию, а наоборот подразумевает проведение конкурсных процедур, в результате которых должно быть заключено концессионное соглашение. После проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральными законами от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и заключения концессионного соглашения, соглашение от 05.07.2019 между администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» и ООО «ЛТК» прекратит свое действие.

Администрация МО «Лешуконский муниципальный район» обратила внимание на правовую позицию Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-13080/2019, а также указала, что на дату вынесения Архангельским УФАС России предупреждения от 03.12.2019 № 27ш-2019 соответствующее концессионное соглашение было подписано администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» и ООО «ЛТК» и находилось на подписании у Губернатора Архангельской области.

Согласно выводам Арбитражного суда Архангельской области, изложенным в решении от 27.02.2020 по делу № А05-13080/2019, учитывая, что концессионное соглашение в порядке, предусмотренном законодательством, не было заключено, соглашение от 05.07.2019 заключено в защиту публичных интересов потребителей тепловой энергии, проживающих на территории МО «Лешуконский муниципальный район».

По мнению администрации МО «Лешуконский муниципальный район», предупреждение Архангельского УФАС России от 03.12.2019 № 27ш-2019 нарушает ее права, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по самостоятельному управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Кроме того, предупреждение Архангельского УФАС России от 03.12.2019 № 27ш‑2019 было предметом рассмотрения в Арбитражном суде Архангельской области в рамках дела № А05-2320/2020. В удовлетворении заявленных требований о признании данного предупреждения недействительным суд отказал. В связи с этим администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» была направлена апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Учитывая изложенное, администрация МО «Лешуконский муниципальный район» указала на необходимость приостановления рассмотрения дела № 029/01/15-747/2020 до вступления решения Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2020 по делу № А05-2320/2020 в законную силу.

 

ООО «ЛТК» позиции по делу № 029/01/15-747/2020 не направило.

 

Рассмотрев представленные пояснения, комиссия Архангельского УФАС России отклонила ссылку администрации МО «Лешуконский муниципальный район» на судебные акты по делу № А05-13080/2019, так как в рамках этого разбирательства судами не давалась оценка соглашению от 05.07.2019 с точки зрения антимонопольного законодательства.

Также дело о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-747/2020 не подлежало приостановлению в связи с выводами арбитражного суда в рамках дела № А05‑2320/2020, поскольку соответствующее решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2020, который признал законным предупреждение Архангельского УФАС России от 03.12.2019 № 27ш‑2019, уже вступило в законную силу. Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 жалоба на решение суда первой инстанции была возвращена администрации МО «Лешуконский муниципальный район».

24.08.2020 комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела № 029/01/15-747/2020 достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации МО «Лешуконский муниципальный район», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельское УФАС России приняло решение об отложении рассмотрения дела № 029/01/15-747/2020 на 29.09.2020. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-747/2020, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-747/2020 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

От лиц, участвующих в деле № 029/01/15-746/2020, дополнительных письменных пояснений относительно заключения об обстоятельствах данного дела не поступало.

В заседании комиссии, которое состоялось 29.09.2020, представитель ответчика поддержал изложенную ранее позицию об отсутствии нарушения требований антимонопольного законодательства в действиях администрации МО «Лешуконский муниципальный район».

29.09.2020 дело № 029/01/15-747/2020 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 постановления администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 03.07.2019 № 293 на территории МО «Лешуконский муниципальный район» введен режим повышенной готовности (местного уровня) функционирования Лешуконского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 6 данного постановления к действиям по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации решено привлечь, в том числе, ООО «ЛТК».

Постановлением администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 05.07.2019 № 297 был утвержден перечень имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», для передачи в эксплуатацию и обслуживание ООО «ЛТК» в период повышенной готовности для обеспечения бесперебойного теплоснабжения на территории МО «Лешуконское», МО «Койнасское», МО «Ценогорское» согласно приложению № 1 к постановлению.

Постановлением администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 05.07.2019 № 298 был утвержден порядок использования имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», передаваемого в эксплуатацию и обслуживание ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания».

Как следствие, 05.07.2019 администрация МО «Лешуконский муниципальный район» заключила с ООО «ЛТК» соглашение от 05.07.2019 о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области, согласно которому обществу были переданы:

- котельная «Аэропорт», кадастровый номер <...> :10:041201:137 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной РТП, кадастровый номер <...> :10:000000:198 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной МСК, кадастровый номер <...> :10:000000:207 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- здание котельной с. Койнас, кадастровый номер <...> :10:020701:467 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Койнас);

- здание котельной с. Ценогора, кадастровый номер <...> :10:030301:428 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Ценогора);

- тепловые сети ул. Водников, кадастровый номер <...> :10:000000:196 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, пер. Спортивный, кадастровый номер <...> :10:000000:174 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, ЦРБ, кадастровый номер <...> :10:000000:115 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети ул. Новоселова, кадастровый номер <...> :10:000000:208 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети ул. Победы, кадастровый номер <...> :10:000000:54 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной Аэропорт до пер. Юбилейный, кадастровый номер <...> :10:000000:500 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, аэропорт, кадастровый номер <...> :10:041201:123 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети, ул. Конецгорская, кадастровый номер <...> :10:000000:199 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной «Аэропорта» до ул. Садовая, д. 10, кадастровый номер <...> :10:000000:467 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- участок теплосетей на ул. Долодежная (к домам 3, 4а, 5, 5а), кадастровый номер <...> :10:041011:351 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- теплосеть от котельной «Аэропорт» до ул. Лесная, д. 47, кадастровый номер <...> :10:000000:475 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети с. Койнас, кадастровый номер <...> :10:020701:376 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское);

- тепловые сети с. Ценогора, кадастровый номер <...> :10:030301:464 (Архангельская область, Лешуконский район, с. Ценогора).

Кроме того, по рассматриваемому соглашению ООО «ЛТК» было также передано необходимое для оказания услуг теплоснабжения оборудование.

Торги в данном случае не проводились.

При этом законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащим исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования соответствующими объектами ЖКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Так, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Как следует из части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения в данном случае превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «ЛТК» предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества по соглашению от 05.07.2019 требования действующего законодательства были нарушены, что свидетельствует о создании для ООО «ЛТК» преимущественных условий доступа на рынок предоставления услуг теплоснабжения соответствующих населенных пунктов МО «Лешуконский муниципальный район».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В данном случае, учитывая квалификацию вменяемого ответчику нарушения, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-747/2020.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Поскольку в рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке вследствие неправомерного нахождения в пользовании ООО «ЛТК» предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества, переданного обществу администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» по соглашению от 05.07.2019, при фактической передаче имущество по акту приема‑передачи от 11.07.2019, временной интервал был определен с 11.07.2019 по дату исследования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; объекты теплоснабжения – источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийскиому классификатору видов экономической деятельности относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными – код по ОКВЭД 35.30.14, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) – код по ОКВЭД 35.30.2.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, так как не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определяются как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

С учетом изложенного, географические границы рынка теплоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей теплоснабжения. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

В данном случае географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей в пределах МО «Лешуконский муниципальный район».

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на соответствующий рынок, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

Таким образом, передача объектов теплоснабжения без проведения торгов ООО «ЛТК» ограничила возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении соответствующего муниципального имущества в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг в МО «Лешуконский муниципальный район».

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Кроме того, причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «ЛТК» (в том числе в целях организации отопительного сезона), не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Как уже указывалась ранее, не может быть принята во внимание ссылка администрации МО «Лешуконский муниципальный район» на судебные акты по делу № А05-13080/2019, так как в рамках этого разбирательства судами не давалась оценка соглашению от 05.07.2019 с точки зрения антимонопольного законодательства, а рассматривались конкретные правоотношения между администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» и АО «АрхоблЭнерго».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, передача без проведения торгов в эксплуатацию ООО «ЛТК» по соглашению от 05.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 03.07.2019 № 293, от 05.07.2019 № 297, от 05.07.2019 № 298, имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Лешуконский муниципальный район», для организации теплоснабжения на территории указанного муниципального образования, свидетельствует о нарушении администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО «Лешуконский муниципальный район» (164670, Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское, ул. Победы, д. 9; ИНН: 2916000468; ОГРН: 1032901920040) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» без проведения торгов предназначенного для оказания услуг теплоснабжения муниципального имущества по соглашению от 05.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 03.07.2019 № 293, от 05.07.2019 № 297, от 05.07.2019 № 298.

 

2. Выдать администрации МО «Лешуконский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем устранения его последствий, а именно: прекратить неправомерное пользование ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» предназначенным для оказания услуг теплоснабжения муниципальным имуществом, переданным обществу администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» по соглашению от 05.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Лешуконский муниципальный район» постановлений от 03.07.2019 № 293, от 05.07.2019 № 297, от 05.07.2019 № 298, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Предписание исполнить в срок до 24.05.2021.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 24.05.2021.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны