Решение №04-03/2578/23 см. файл от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-53

029/06/104-391/2023

Заказчик:

Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области

164200, Архангельская область, город Няндома, ул.60 лет Октября, дом 13

E-mail: upravsagkh@yandex.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект»

197046, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Посадский, наб. Петроградская, д. 20, литера А, помещ. № 445 (часть), офис № 600

E-mail: stroybalt@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

18 мая 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Макаровой С.А. (доверенность от 30.03.2023 № 875), Шемякиной М.А. (доверенность от 10.02.2023).

Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

11 мая 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, муниципальный контракт от 03.06.2020 № 0124300031520000002_322444 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации объекта: «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение системы водоснабжения города Няндома» (извещение № 0124300031520000002), заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект», расторгнут, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

15.04.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение  № 0124300031520000002 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации объекта: «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение системы водоснабжения города Няндома» (далее – Извещение).

Основание для создания объекта закупки – Федеральный проект «Чистая вода», включенный в национальный проект «Экология», разработанный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Региональная программа Архангельской области «Чистая вода (2019-2024)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 30 июля 2019 г. № 403-пп.

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 11 000 000,00 рублей.

21.05.2020 по результатам проведенной процедуры конкурса победителем был признан участник закупки Общество с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект», предложивший цену контракта 10 660 000,00 руб.

03.06.2020 между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» (далее – Исполнитель, Общество) заключен муниципальный контракт № 0124300031520000002_322444 (далее – Контракт) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации объекта: «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение системы водоснабжения города Няндома».

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта выполнение работ осуществляется в соответствии с календарным графиком выполнения работ и стоимости (приложение №2) с указанными в нем мероприятиями и сроками выполнения работ: Начало работ – не позднее одного дня с даты заключения муниципального контракта. Срок выполнения проектных работ составляет 11 месяцев с момента заключения муниципального контракта.

Приложение № 2 к Контракту содержит следующую таблицу с календарным графиком выполнения работ:

№ п/п

Наименование Работ

(стадий, этапов)

Начало выполнения Работ

Окончание

выполнения Работ

Стоимость Работ

(без НДС)

Сумма

НДС 20%

Итого с НДС

1

2

3

4

5

6

7

Первый пусковой комплекс

1

Проведение переоценки запасов питьевых подземных вод для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения, сопровождение оформления лицензий на право пользования недрами

с даты заключения контракта

не позднее 9 месяцев с момента заключения контракта

189977,00

37995,40

227972,40

Второй пусковой комплекс

1

Предпроектные обследования, сбор исходных данных, инженерные изыскания (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы)

с даты заключения контракта

не позднее 6 месяцев с момента заключения муниципального контракта

2049560,12

409912,03

2459472,15

2

Разработка, согласование и утверждение основных технических решений

с даты заключения контракта

не позднее 6 месяцев с момента заключения контракта

416666,67

83333,33

500000,00

3

Разработка и согласование проектно-сметной документации (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы)

с даты заключения контракта

не позднее 9 месяцев с момента заключения контракта

2973081,00

594616,20

3567697,20

4

Разработка и согласование рабочей документации

с даты заключения контракта

не позднее 11 месяцев с момента заключения контракта

3254048,54

650809,71

3904858,25

Итого:

8 883 333,33

1 776 666,67

10 660 000,00

Таким образом, Исполнитель должен выполнить работы в срок до 03.05.2021.

09.11.2020 Заказчик принял по акту № 37 от 27.10.2020 работы по разработке, согласованию и утверждению основных технических решений на сумму 500 000,00 руб.

25.12.2020 Заказчик принял по акту № 44 от 22.12.2020 работы по предпроектным обследованиям, сбору исходных данных, инженерным изысканиям (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы) на сумму 2 459 472,15 руб.

22.07.2021 Заказчик письмом № 1986 направил Исполнителю претензию, в которой попросил в срок до 23.07.2021 предоставить информацию о фактически выполненных работах и дате направления проектной документации для прохождения государственной экспертизы.

В письме от 22.07.2021 № 22-07/21-2 Исполнитель ответил Заказчику, что проектно-сметная документация будет направлена по завершении работ - 20.08.2021, а после рассмотрения Заказчиком – на государственную экспертизу.

21.10.2022 Заказчик письмом № 3134 направил Исполнителю замечания по рабочей документации.

26.12.2022 Заказчик принял по акту № 17 от 14.12.2022 работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации (в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы) на сумму 3 567 697,20 руб.

13.02.2023 Исполнитель с письмом № 13-02/23 направил Заказчику на повторное рассмотрение рабочую документацию с ответами на замечания.

26.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств: «Фактически Исполнителем обязательства были исполнены частично, а именно: в ходе приёмки работ выявлено следующее:

Пунктом 1 раздела «Первый пусковой комплекс» «Календарного графика выполнения работ и стоимости» Приложения №2 к Контракту в редакции Дополнительного соглашения №3 от «27» октября 2020 года предусмотрено проведение переоценки запасов питьевых подземных вод для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения, сопровождение оформления лицензий на право пользования недрами не позднее 9 месяцев с момента заключения контракта (по состоянию на 26.04.2023 работы не выполнены);

Пунктом 2 раздела «Второй пусковой комплекс» «Календарного графика выполнения работ и стоимости» Приложения №2 к Контракту в редакции Дополнительного соглашения №3 от «27» октября 2020 года предусмотрена разработка, согласование и утверждение основных технических решений не позднее 6 месяцев с момента заключения контракта (фактически работы приняты через 6 месяцев 22 дня после заключения контракта);

Пунктом 3 раздела «Второй пусковой комплекс» Календарного графика выполнения работ и стоимости» Приложения №2 к Контракту в редакции Дополнительного соглашения №3 от «27» октября 2020 года предусмотрена разработка и согласование проектно-сметной документации в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы не позднее 9 месяцев с момента заключения контракта (фактически работы приняты через 2 года 6 месяцев 23 дня после заключения контракта);

Пунктом 4 раздела «Второй пусковой комплекс» «Календарного графика выполнения работ и стоимости» Приложения №2 к Контракту в редакции Дополнительного соглашения №3 от «27» октября 2020 года предусмотрена разработка и согласование рабочей документации не позднее 11 месяцев с момента заключения контракта (по состоянию на 26.04.2023 работы не выполнены).

Таким образом, со стороны Исполнителя имело место неоднократное нарушение сроков выполнения работ. Нарушен пункт 3.1 контракта, предусматривающий полное завершение работ не позднее 11 месяцев с момента заключения муниципального контракта, т.е. до 03 мая 2021 года».

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 26.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе» 26.04.2023.

Дата поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 26.04.2023 17:06 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 26.04.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 10.05.2023, что подтверждается размещенной 11.05.2023 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 3291801139120000012, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 11.05.2023.

Для рассмотрения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России дела о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» в реестр недобросовестных поставщиков, Общество не представило объяснений по факту неисполнения обязательств по Контракту и не направило своих представителей. При вынесении решения Комиссия Архангельского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Исполнитель должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в проекте контракта, размещенного в составе Извещения, и в подписанном муниципальном контракте № 0124300031520000002_322444 от 03.06.2020 четко установлен срок выполнения проектных работ – 11 месяцев с момента заключения муниципального контракта, т.е. не позднее 03.05.2021. Таким образом, Общество до начала выполнения работ обладало полной информацией о сроках выполнения работ. Заключив контракт, Исполнитель принял на себя все связанные с исполнением контракта предпринимательские риски, а также обладал всей информацией о своих обязанностях. Однако, данные обязательства были выполнены либо со значительной задержкой, либо не выполнены. Данный факт свидетельствует о недобросовестности Исполнителя и является существенным основанием для затруднения реализации на территории города Няндома региональной программы Архангельской области «Чистая вода (2019-2024)» в рамках Федерального проекта «Чистая вода», включенного в национальный проект «Экология».

Заслушав доводы представителей Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий Общества с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект», Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях Общества, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком - Управлением строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» (197046, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Посадский, наб. Петроградская, д. 20, литера А, помещ. № 445 (часть), офис № 600, ИНН 7806345652, участник (член) корпоративного юридического лица - Русинов Кирилл Вячеславович, ИНН 781909725863, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона - Русинов Кирилл Вячеславович, ИНН 781909725863) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 03.06.2020 № 0124300031520000002_322444 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации объекта: «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение системы водоснабжения города Няндома» (извещение № 0124300031520000002).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройБалтПроект» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны