Решение №04-05/3082 обоснована в части 2го довода от 29 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 215мз-20

029/06/49-759/2022

Заказчик :

МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида»

164512, Архангельская

область, Северодвинск, ул. Карла Маркса, д.27А

E-mail: detsadn69@rambler.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

К

       
       
 

РЕШЕНИЕ

29 августа 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

23 августа 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя К (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей (характеристик) систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре на изначально предусмотренном уровне в соответствии с нормативами в здании МБДОУ № 69 "Дюймовочка" (извещение № 0324300047422000001).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 24.08.2022 № 208.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

15.08.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324300047422000001 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей (характеристик) систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре на изначально предусмотренном уровне в соответствии (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 4 132 546,40 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «монтаж, тезническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов втоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризациюи проведение пусконаладочных работ».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Согласно Извещению предметом закупки является выполнение работ по поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей (характеристик) систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре на изначально предусмотренном уровне в соответствии с нормативами в здании МБДОУ № 69 "Дюймовочка".

Раздел "Требования к участникам" в Извещении содержит требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Извещения, «Подрядчику необходимо наличие лицензии МЧС (выписка из реестра). Необходимо иметь 4 пункта из всех имеющихся в лицензии:

  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

В объяснениях от 24.08.2022 № 208 Заказчик пояснил, что техническим заданием предусмотрено выполнение комплексной пусконаладку всей системы АПС и СОУЭ, в том числе диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ радиоканальной системы передачи извещений, так как она является частью системы АПС и СОУЭ, что подтверждается чертежом на листах №3 рабочей документации М0243.1ПС и М0243.2ПС, а также пунктом 5.5.3 ГОСТ Р 59638-2021.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, отмечает следующее.

В соответствии с ГОСТ 31817.1.1-2012 (IEC 60839-1-1:1988) «Межгосударственный стандарт. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения» система передачи извещений (СПИ ) - составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии обратного канала, для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны.

Согласно техническому заданию СПС должна автоматически передавать сигнал о месте возникновения пожара на пост охраны объекта и на пульт подразделения пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 3 Постановления Правительства от 28.07.2020 № 1128 установлено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к указанному Положению.

Приложением к Постановлению Правительства от 28.07.2020 № 1128 в редакции Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 №1223 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены виды работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно письму Главного управления МЧС России по Архангельской области от 16.06.2022 № ИВ-178-4-9 к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, в том числе подключению и настройке оборудования и приборов, используемых для передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны со зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, не допускается привлечение организаций, не имеющих соответствующих лицензий.

Следовательно, Заказчик правомерно установил требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах», так как данный вид работ не предусмотрен в техническом задании и рабочем проекте.

ГОСТ Р 59642-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Заполнение проемов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы контроля» устанавливает требования к монтажу, техническому обслуживанию, оценке состояния и ремонту элементов заполнения проемов [противопожарных дверей, ворот, люков и окон (далее - изделия)] в противопожарных преградах и иных строительных конструкциях зданий, сооружений.

Заказчик в своих объяснениях указал, что согласно статье 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Для выполнения данного требования рабочей документацией предусмотрено использование противопожарной пены, которая указана в спецификации материалов и оборудования. Таким образом, для выполнения данных работ необходим указанный вид деятельности.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, отмечает следующее.

Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.

Анализ Технического задания, рабочих проектов М0243.1ПС, М0243.2ПС показал, что указанные документы не содержат указания на выполнение вида работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах».

Следовательно, установление требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах», неправомерно.

Таким образом, Заказчик нарушил требования части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях комиссии, созданной Заказчиком, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.08.2022 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки с идентификационными номерами 112479358, 112480480, 112469529, 112460927. Все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В результате анализа заявок участников аукциона, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в составе заявки №112479358 представлена лицензия, которая не содержит подтверждения на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ». В составе заявки №112480480 представлена лицензия, которая не содержит подтверждения на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ». В составе заявки №112469529 представлена лицензия, которая не содержит подтверждения на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах». В составе заявки №112460927 представлена лицензия, которая соответствует требованиям извещения.

Следовательно, заявки с идентификационными номерами 112479358, 112480480, 112469529 не соответствуют требованиям Извещения.

Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаи непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 указанного Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, комиссия, созданная Заказчиком, нарушила пункт 2 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях комиссии, созданной Заказчиком, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя К обоснованной в части второго довода.

2. Признать Заказчика - МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида», нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей пункт 2 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

4. Заказчику, комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Ю.А. Поддубная

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны