Решение б/н Решение и предписание по делу №03-05/14 -11 от 16.02.2011 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Untitled Document

РЕШЕНИЕ
16 февраля 2011 года                                                                                                         г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: Гниденко Л.М.,
члены комиссии: Гагарская Л.А., Синебрюхова Л.И.

              рассмотрела дело № 03-05/14-2011 по признакам нарушения требований ч. 7 ст. 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в Архангельской областной газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 на странице  12 (Двенадцать) рекламы следующего содержания: «Турагентство Рай…Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..».

в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Шведюк Натальи Петровны;
представителя ООО «Беломорье» - Поповой Марии Павловны (доверенность от 01.02.2011);
руководителя рекламной службы - Шляковой Марии Михайловны (доверенность от 16.02.2011)

УСТАНОВИЛА:
               В Архангельской областной газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 на странице  12 (Двенадцать) размещена реклама: «Турагентство Рай…Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» с признакаминарушения ч.7 ст.5 и ч.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги.
Рассматриваемое рекламное объявление распространено в печатном издании, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к туристическим услугам (в частности туры и круизы в кредит) в том числе к финансовым услугам по кредитованию и страхованию , а также формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления., т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
В соответствии с договором на размещение рекламных и рекламно-информационных материалов № 170/10 от 12 мая 2010 г. заказчик (в лице ИП Шведюк Натальи Петровны) поручает, а Исполнитель (ООО «Беломорье») принимает на себя обязанность по размещению рекламных и(или) рекламно-информационных материалов Заказчика в газете «Правда Севера» или (и) «Беломорье» в объеме и на условиях, предусмотренных договором. Согласно п.2.1.1. договора заказчик обязуется направить исполнителю готовый утвержденный оригинал-макет рекламного и/или рекламно-информационного материала для размещения в издании в соответствии с требованиями исполнителя, не менее чем за 3 (три) календарных дня до момента подписания номера издания в печать.
Согласно договору на публикацию рекламных и информационных материалов от 27 июля 2009 года б/н ООО «Беломорье»(Заказчик) поручает, а ООО «Издательский дом «Правда Севера» (Исполнитель) принимает на себя обязанность по размещению рекламных и(или) информационных материалов заказчика в СМИ Архангельской области (газетах «Правда Севера», «Северный Комсомолец», «Беломорье»).
Данное рекламное объявление было опубликовано в газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 на странице  12 (Двенадцать).
 В ходе запрашиваемой информации было установлено, что между ИП Шведюк Н.П. и ОАО «АЛЬФА-БАНК» заключен договор о сотрудничестве № АП29010084 от 28 мая 2009 года о порядке взаимодействия сторон  при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком, а также порядок доставки документов клиентов, оформленных при предоставлении кредита. Между ИП Шведюк Н.П. и ЗАО «Страховая группа Спасские ворота» заключен агентский договор № 147 от 30 сентября 2010 года, предметом которого является осуществление агентом от имени и по поручению страховщика деятельности, направленной на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами со страховщиком договоров страхования.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15275/08 от 31.03.2009 и № 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов, касающаяся оценки рекламы финансовых, в том числе банковских услуг, на соответствие требованиям законодательства о рекламе. Судами отмечено, что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условие приобретения туров в кредит и страхование по ним, при этом для его обозначения используется текстовой оборот «кредит и страхование». 
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита и услугам страхования. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, предоставляющем кредит и страхование.
Текст размещенного рекламного объявления не соответствует требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как не содержит информации о лице, оказывающем финансовые услуги, в то время как кредит на приобретение туров и круизов в Турагентстве «Рай» (ИП Шведюк Н.П.) предоставлялся ОАО «АЛЬФА-БАНК», а страхование осуществляется ЗАО «Страховая группа Спасские ворота».
               
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита и страхования  направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Отсутствующая в рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит и осуществляющих страхование.
В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в турагентстве «Рай». Вместе с тем, как установлено материалами дела, ИП Шведюк Н.П. самостоятельно не предоставляет кредит и не осуществляет страхование.
При размещении данного рекламного объявления должны были быть указаны сведения о лице, предоставляющем кредит и осуществляющем страхование.
Отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит и осуществляющим страхование, вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Учитывая указанное, рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». 

Таким образом, в данном случае имеет место реклама, не отвечающая требованиям ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
               
               На основании части 6 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 несет рекламодатель, рекламодателем является  ИП Шведюк Наталья Петровна  (ИНН 290122020328, г.Архангельск, ул.Красных Партизан 17/1, кв.66 ), что подтверждается договором № 170/10 от 12 мая 2010 г., электронной перепиской между ИП Шведюк Н.П. и газетой «Правда Севера» от 08.11.2010 и от 22.11.2010, актом № 2080 от 24 ноября 2010 г.
              
               В заседании комиссии ИП Шведюк Н.П. пояснила, что макет рекламы, представленный для размещения в газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 был разработан в соответствии с требованиями действующего рекламного законодательства и содержал сведения о наименовании лиц, кем предоставляется кредит и кем осуществляется страхование.

              В силу части 7 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет рекламораспространитель, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Беломорье» (ИНН 2901197589, г.Архангельск, пр.Новгородский,32), что подтверждается договором № 170/10 от 12 мая 2010 г., электронной перепиской между газетой «Правда Севера» и ИП Шведюк Н.П. от 21.12.2010, актом № 2080 от 24 ноября 2010 г., счетом на оплату № 2052 от 24.11.2010 г.
              
               На запрос Архангельского УФАС от 14.12.2010 ООО «Издательский дом «Правда Севера» письмом от 24.12.2010 б/н пояснило, что публикация данного рекламного объявления прошла один раз. В ответ на определение Архангельского УФАС от 26.01.2011 г. № 03-12/337  ООО «Беломорье» факсом направило письмо от 07.02.2011 б/н с пояснениями о том, что заказчиком по договору был предоставлен готовый макет рекламы, в котором имелась информация о лице, предоставляющем кредит - «Альфа-Банк» и о лице, занимающимся страхованием – «Спасские ворота». По вине дизайнера компьютерной верстки Гришенковой М. при верстке макета произошла ошибка.
                 
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламодателем и рекламораспространителем в заседание Комиссии от 16.02.2011 по делу № 03-05/14-2011 не представлены доказательства об устранении нарушений ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в добровольном порядке.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», абзацем «е» пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России

РЕШИЛА:

                 1. Признать, размещенную в Архангельской областной газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 на странице  12 (Двенадцать) рекламу: «Турагентство Рай…Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Признать ООО «Беломорье» нарушившим требования ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
3. Выдать рекламораспространителю ООО «Беломорье» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
4.Производство по делу 03-05/14-2011 в отношении ИП Шведюк Натальи Петровны прекратить.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Беломорье», предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «17» февраля 2011 года.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«16» февраля 2010 года                                                                                             г. Архангельск

Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

Гниденко Л.М.

Заместитель руководителя Архангельского УФАС России

Члены Комиссии:

Гагарская Л.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России

 

Синебрюхова Л.И.

Старший специалист 1 разряда отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России

на основании решения от 16.02.2011 по делу № 03-05/14-2011 о признании ООО «Беломорье» нарушившим требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Беломорье» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы «Турагентство Рай…Мы найдем для Вас Райское местечко - кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» признанной ненадлежащей, опубликованной странице 12 (Двенадцать) в Архангельской областной газете «Правда Севера» № 135 (25978) от 24.11.2010 г.
2. ООО «Беломорье» в срок до 16 марта 2011 года представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны