Решение №04-05/3084/23 См.файл от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 180оз-23

029/06/42-504/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная детская клиническая больница имени П. Г. Выжлецова»

163002, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 7

E-mail: info@aodkb29.ru,

aodkb-zakupki@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «НеваРостМед»

198095, г. Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, литер а, пом. 123н комн. 86

E-mail: nevarostmed@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

07 июня 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Леоновой М.М. (доверенность от 01.11.2022);

Заказчика: Ижетниковой Ю.С. (доверенность от 02.06.2023 №23-Д/23);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 10.06.2022 №77-Д);

Участника закупки (ООО «Экомедси»): Сиговой А.А. (доверенность от 20.05.2023 №12).

УСТАНОВИЛА:

01 июня 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «НеваРостМед» на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная детская клиническая больница имени П. Г. Выжлецова» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение №0124200000623003467).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.06.2023 №02-03/2544.

Уполномоченный орган письмом от 05.06.2023 №314-05-350 направил пояснения по жалобе.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

24.05.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623003467 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 25 449 550,73 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что установленный в Извещении код НКМИ не соответствует и не удовлетворяет потребность Заказчика, вводит участников закупки в заблуждения, так как предложенная участниками закупки система эндоскопической визуализации не будет соответствовать требованиям описания объекта закупки, а именно коду НКМИ.

Заявитель считает, что под описание объекта закупки может подойти только 2 товара, а именно: Система видеоэндоскопической визуализации PENTAX Medical для верхних и/или нижних отделов желудочно-кишечного тракта (регистрационное удостоверение №РЗН 2022/19031 от 05.12.2022, уникальный номер реестровой записи №61606) и Система видеоэндоскопическая HD-500 (регистрационное удостоверение РЗН 2018/7326 от 18.02.2021, уникальный номер реестровой записи 50963). Ни один из вышеуказанных товаров невозможно предложить к поставке из-за несоответствия характеристик описанию объекта закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в Извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в Извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В извещении Заказчиком установлен код КТРУ 26.60.12.119-00000374 – «Система эндоскопической визуализации».

В указанной позиции КТРУ в разделе «Описание товара, работы, услуги» сведения о характеристиках товара, работ, услуг отсутствуют. Вместе с тем, в подразделе «Справочная информация» раздела «Общая информация» указано:

Наименование классификатора

Значение Классификатора

Описание по классификатору

Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам

271790
Система эндоскопической визуализации

Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.

Электронный документ «Описание объекта закупки», размещенный в составе Извещения и являющийся неотъемлемой его частью (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены характеристики товара, а именно:

№ п/п

Наименование товара согласно КТРУ,

КТРУ для сведения,

НКМИ для сведения

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

1

Система эндоскопической визуализации

26.60.12.119-00000374

НКМИ 271790

Комплектация системы эндоскопической визуализации:

1. Видеопроцессор

1

штука

2. Медицинский монитор

1

штука

 

3. Эндоскопический инсуффлятор углекислого газа

1

штука

4. Видеогастроскоп

2

штуки

 

5. Видеогастроскоп

1

штука

 

6. Видеобронхоскоп

1

штука

 

7. Видеоколоноскоп

1

штука

 

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчик применил все необходимые нормативные акты при размещении закупки, а также подобрал верный код КТРУ 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации». Заказчик указал в описании объекта закупки НКМИ 271790 для сведения, следовательно, его наличие не обязывает участников закупки предлагать товар только с таким НКМИ.

Позиция КТРУ, примененная Заказчиком, не содержит описания товара. При отсутствии описания товара, в данном случае характеристик системы эндоскопической визуализации, Заказчик, руководствуясь письмом Минфина России от 25.08.2020 №24-06-05/74463 «О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961», в частности, согласно пункту 5, осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», заказчиком указанные позиции были описаны исходя их вышеуказанной нормы закона.

При подготовке описания объекта закупки заказчиком был проведен сравнительный анализ технических характеристик системы эндоскопической визуализации других производителей.

Запрос цен 0324200029323000012 на поставку системы эндоскопической визуализации был размещен 03.05.2023 года в ЕИС.

04.05.2023 года были получены коммерческие предложения согласно условиям запроса от трех поставщиков с разными производителями системы эндоскопической визуализации: Хоя Корпорейшн, Япония и Олимпас, Япония.

Указанная в извещении продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ и ее включение в извещение не нарушает действующее законодательство РФ.

Довод в жалобе о том, что «Как видно из приложения № 1 под описание объекта закупки может подойти только 2 товара, а именно: уникальный номер реестровой записи № 61606, Система видеоэндоскопической визуализации PENTАХ Medical для верхних и/или нижних отделов желудочно-кишечного тракта (регистрационное удостоверение №РЗН 2022/19031 от 05.12.2022) и уникальный номер реестровой записи 50963 Система видеоэндоскопическая HD-500 (регистрационное удостоверение №РЗН 2018/7326 от 18.02.2021)» фактически свидетельствует о том, что заказчик исполнил требования законодательства и усреднил техническое задание во избежание ограничения конкуренции.

При формировании комплектности товара Заказчик исходил из своей потребности, поскольку для полноценного проведения диагностических исследований необходим полный перечень эндоскопического оборудования.

В Извещении не указано о том, что оборудование для визуализации должно быть одного производителя.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в позиции каталога включается справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).

Вместе с тем указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

При этом различие или соответствие кода ОКПД2 товара, кода медицинского изделия участника закупки и кода ОКПД2, кода медицинского изделия, указанного в позиции каталога, не предусмотрено ФЗ «О контрактной системе» в качестве условия допуска или отказа в допуске к участию в закупке, отказа в заключении контракта по результатам осуществления закупки.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.08.2020 N 24-06-08/71982.

Кроме того, согласно письму ФАС России от 14.10.2022 N ПИ/28/94973/22 различие кода медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода медицинского изделия, указанного в позиции каталога, не установлено ФЗ «О контрактной системе» в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.

Заказчик в Описании объекта закупки указал код НКМИ не в разделе «Характеристики товара», кроме того есть пометка «НКМИ для сведения».

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 было подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

В действиях Заказчика при описании объекта закупки отсутствуют нарушения положений ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НеваРостМед» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны