Решение №04-05/2826/23 См.файл от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 167оз-23

029/06/33-448/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельская область «Архангельская городская клиническая больница №7»

163013, г. Архангельск, ул. Ярославская, дом 42

E-mail: manager@agkb-7.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

АНО «Центр содействия улучшению качества освещения «Честный свет»

119602, г. Москва, ул. Коштоянца

E-mail: project@chestnysvet.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 мая 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 10.06.2022 №78-Д).

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

23 мая 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба АНО «Центра содействия улучшению качества освещения «Честный свет» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница №7» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение №0124200000623003119).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.05.2023 №02-02/1251.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.05.2023 №314-05-329.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

12.05.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623003119 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электротоваров (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 34 748,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что указанные Заказчиком параметры характеристик товара в Извещении противоречат таблице 18 пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 №2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (далее – Постановление №2255), а именно: «Мощность – > 30  и  ≤ 35» и «Световой поток – > 2000  и  ≤ 3000». Так, минимальным нормированным значениям световой отдачи лм/Вт, на основании указанной таблицы, при желаемой Заказчиком цветовой температуре будет являться 115 лм/Вт. По данным Заказчика, лучшее значение, которое может быть это 3000 лм / 31 Вт = 96,77 лм/Вт. Что не соответствует минимальной энергоэффективности.

Кроме того, Заказчик указал «Материал корпуса светильника – Сталь», такой тип корпуса надо заземлять, следовательно, параметр характеристики «Класс защиты от электрического тока» должен быть указан «I» вместо «II».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Электронный документ «Описание объекта закупки», размещенный в составе Извещения и являющийся неотъемлемой его частью, содержит таблицу, в которой установлены характеристики и параметры к ним по закупаемому товару:

№ п/п

1

Наименование товара. Код КТРУ/эскиз для сведения

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

1

Светильник светодиодный внутреннего освещения

27.40.25.123-00000004

 

Технические характеристики согласно КТРУ:

Вид светильника

Потолочный

 

Высота светильника

≥ 50  и  < 100

Миллиметр

Длина светильника

≥ 1000

Миллиметр

Класс защиты от электрического тока

II

 

Коррелированная цветовая температура, max

≤ 4500

Кельвин

Коррелированная цветовая температура, min

≥ 3500

Кельвин

Коэффициент пульсаций

> 1  и  ≤ 5

Процент

Материал корпуса светильника

Сталь

 

Материал рассеивателя

Полистирол

 

Мощность

> 30  и  ≤ 35

Ватт

Световой поток

> 2000  и  ≤ 3000

Люмен

Форма

Прямоугольная

 

Ширина светильника

≥ 150  и  < 200

Миллиметр

Взрывозащитный

Нет

 

Диммируемый светильник

Нет

 

Крепления в комплекте

Нет

 

Пульт дистанционного управления

Нет

 

Работает в системе умный дом

Нет

 

Тип светильника

Линейный

 

Согласно подпункту «б» пункта 19 Постановления №2255 к минимальным нормированным значениям световой отдачи (min) светильников со светодиодами устанавливаются следующие требования с 1 июля 2021 г.:

Таблица 18

Назначение

Конструкция

Номинальная мощность, Вт

, лм/Вт

70 Ra < 80

80 Ra < 90

90 Ra 100

Тц < 4500 K

Тц 4500 K

Тц < 4500 K

Тц 4500 K

Тц < 4500 K

Тц 4500 K

Светильники для общественных помещений

диффузный рассеиватель

не более 25

-

-

90

100

80

85

более 25

-

-

100

105

90

95

призматический рассеиватель и (или) защитное стекло и (или) вторичная оптика

не более 25

-

-

95

105

85

90

более 25

-

-

115

120

100

105

с открытым выходным отверстием

не более 25

-

-

105

110

95

100

более 25

-

-

125

130

110

115

малогабаритный встраиваемый (даунлайт)

не более 25

-

-

95

100

80

85

более 25

-

-

90

95

75

80

Светильники для производственных помещений

диффузный рассеиватель

без ограничений

105

115

100

105

90

95

призматический рассеиватель и (или) защитное стекло и (или) вторичная оптика

125

130

120

125

100

105

с открытым выходным отверстием

130

135

125

130

110

115

Светильники для наружного утилитарного освещения

рассеиватель и (или) вторичная оптика и (или) защитное стекло

без ограничений

125

130

120

125

105

110

Светильники для освещения пешеходных пространств (включая сады, парки, скверы)

призматический рассеиватель и (или) защитное стекло и (или) вторичная оптика

без ограничений

90

95

85

90

70

75.

Заказчик в письменных пояснениях, направленных в адрес Архангельского УФАС России, пояснил, что у него в учреждении установлены светодиодные светильники торговой марки «ЭнергоLed» ДП-220-35-УХЛ4, поэтому при составлении описания объекта закупки использовались технические характеристики данной торговой марки для поддержания помещений в одном стиле.

Технические характеристики светодиодных светильников «ЭнергоLed» ДП-220-35-УХЛ4 согласно технического паспорта (cодержится в материалах дела):

Мощность, Вт

35

Световой поток, Лм

2600

Энергноэффективность Лм/Вт

56

Класс защиты от электрического тока

отсутствует

Технические характеристики указанные в описании объекта закупки:

Мощность, Вт

>30 и <35

Световой поток

>2000 и <3000

Класс защиты от электрического тока

I

В описании объекта закупки указаны технические характеристики товара, которые полностью соответствуют потребности заказчика. Параметры энергоэффективности на которые ссылается Заявитель отсутствуют в описании объекта закупки.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Кроме того, Заявителем не указаны нормы законодательства Российской Федерации, на основании которых Заказчиком должны быть изменены параметры спорных характеристик. Заказчик не предоставил правового обоснования, на основании которого стальной корпус требует заземления и, следовательно, почему от этого зависит класс защиты от электрического тока. Комиссия Архангельского УФАС России считает, что указания на конкретную таблицу Постановления №2255 недостаточно, Завителю необходимо было привести в жалобе расчеты, указать строчку/столбец таблицы, и пояснить зависимость спорных характеристик от энергоэффективности.

Вместе с тем, в Извещении выбран код позиции КТРУ – 27.40.25.123-00000004 «Светильник светодиодный внутреннего освещения». Заказчиком в Описании объекта закупки все характеристики товара установлены в соответствии с указанным кодом.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АНО «Центра содействия улучшению качества освещения «Честный свет» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны