Решение б/н В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], с... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/18-1080/2023

Резолютивная часть оглашена «07» декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено «13» декабря 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 029/05/18-1080/2023, возбужденного в отношении ООО "Специализированный Центр Правовой Информации Правовест" (ИНН: 7701184824, ОГРН: 1027700067955, юридический адрес: 105005, город Москва, Бауманская ул., д. 58/25 стр. 10, помещ. 10) (далее — ООО "СЦПИ Правовест", Общество) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в присутствии представителя Общества по доверенности [удалено], в отсутствие заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], согласно которому 01.09.2023 в 12:01 на номер мобильного телефона +7-921-[удалено] (далее — Номер заявителя) поступил телефонный звонок с номера +7-901-[удалено] с информацией рекламного характера.

Согласно предоставленной аудиозаписи звонка он содержал следующую информацию:

«- Алло.
- Алло, [удалено], добрый день.
- Добрый день.
- Меня Данил зовут, компания "[...]" по поводу системы "Гарант" звоню, у вас сейчас есть минутка, не сильно вас отвлекаю?
- Еще раз, кто вы?
- По поводу системы "Гарант", компания "[...]".
- Что хотите?
- Хотел предложить посмотреть презентацию нашей обновленной системы, вот сейчас много всего появилось для юристов, вот в целом, поэтому звоню. Буквально 10-15 минут вашего времени, покажу самое интересное.
- Каким образом вы мне это покажете?
- Что еще раз?
- Каким образом вы по телефону покажете?
- Я вам направлю доступ к системе, вместе зайдем и посмотрим ее. Покажу функционал основной.
- Вы с какого города, с какой компании?
- Правовест, Москва.
- Москва. В вашей компании вообще юристы есть?
- Да, конечно.
- Вы им задайте вопрос, правомерно ли вы звоните?
- Конечно правомерно, а в чем проблема?
- Да вы что, вы звоните мне с рекламным предложением своей продукции, согласия на рекламные звонки я вам не давал, более того вы обрабатываете мои персональные данные. Номер ИНН или ОГРН вашей компании?
- Вы ранее оставляли заявку, в общем-то интересовались системой нашей, собственно ваши контакты и остались.
- Так еще раз, давайте определимся, где и каким образом я оставлял заявку.
- Ну нашем сайте видимо, скорее всего. Если вам не интересно вы так и скажите, зачем вы сейчас говорите, что мы что-то воруем там у вас или еще что-то.
- Скажите мне номер ИНН или ОГРН вашей компании.
- Не буду распространять информацию.
- Что не будете?
- Информацию распространять. Я вам предложил систему сейчас посмотреть не в качестве рекламы.
- А в качестве чего?
- Хочу помочь вам в решении каких-то ситуаций.
- Каких?
- Хочу показать инструменты, которые для вас могут быть актуальны при работе.
- Я понял. А дров на дачу вы мне не завезете? Вот это вот помощь ситуации. А то, что вы щас несете какую-то чушь откровенную и говорите, что я вам даже организации данные не скажу, потому что видимо это какая-то секретная у вас информация, правильно понимаю?
- Нет, нет конечно.
- Нет, а то я думаю вдруг мошенники какие-то звонят. Так вы мне сообщите тогда? Я хоть проверю есть такая компания или нет?
- Конечно, организация Правовест.
- Правовест?
- Да, все верно.
- Я понял. А номер ИНН, ОГРН чтобы в реестре налоговой проверить есть ли такая компания?
- Сейчас, секундочку. Вы записываете?
- Да, диктуйте.
- Записываете?
- Да.
- 7701184824.
- Я понял. Демонстрация вот этих вот ваших новых веений системы Гарант насколько я понял, расслышал.
- Да да, все верно.
- Она с какой целью будет делаться?
- Чтобы показать вам сейчас сервисы, которыми вы можете пользоваться, вот. Собственно вот так.
- Я понял, все. Телефончик этот в черный список добавьте. У юристов своих поинтересуйтесь, правомерно ли вы звоните.
- Я понял, все."

По сообщению заявителя, согласия на получение данной рекламной информации он не давал.

ООО «Тинькофф Мобайл», которому выделен Номер заявителя, подтвердило факт спорного звонка 01.09.2023 в 12:01.

В соответствии с данными <https://www.niir.ru/> телефонный номер +7-901-[удалено], с которого поступил звонок, выделен оператору ООО «Интернод».

В свою очередь, ООО «Интернод» сообщило, что номер +7-901-[удалено] передан ООО "СЦПИ Правовест".

ООО "СЦПИ Правовест" пояснило, что [удалено] самостоятельно оставил свои контакты, когда запрашивал доступ на бесплатное обучение в онлайн-форуме. При заполнении формы обратной связи для получения доступа к форуму, обязательным является проставление галочки в поле: «Я согласен с условиями договора присоединения», по условиям которого [удалено] дает свое согласие на получение информации о новостях, акциях и предложениях для членов Клуба «Мой ГАРАНТ» посредством телефонной связи, SMS, и электронной почты. Предоставить письменное согласие ООО "СЦПИ Правовест" не может, так как свои контакты и согласие Заявитель оставлял на электронном ресурсе.

Для [удалено] было подготовлено индивидуальное коммерческое предложение для получения доступа к ЭПС «Система ГАРАНТ» на выгодных условиях. При телефонном разговоре планировалось озвучить данное предложение и рассказать о преимуществах комплекта ЭПС «Система ГАРАНТ», доступ к которому предоставлялся. Однако в процессе разговора с [удалено] сотрудник не успел озвучить ценовые условия коммерческого предложения, а лишь успел предложить доступ к ЭПС «Система ГАРАНТ». ООО "СЦПИ Правовест" полагало, что информация о коммерческом предложении не будет являться рекламой и согласие абонента на получение такой информации не требуется.

Кроме того, Общество отмечает, что при звонке [удалено] сотрудник обратился к нему по имени отчеству, то есть информация не предназначалась неограниченному кругу лиц, в распространяемой информации присутствуют персональные данные - обращение «[удалено]»

ООО "СЦПИ Правовест" сообщает, что добросовестно полагало, что данная информация не является рекламной информацией.

Вместе с тем, частью 1 Статьи 18 Закона о рекламе установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги правовой системы «Гарант».

Несмотря на то, что в тексте рекламы имеется обращение к Заявителю, предложение объекта рекламирования может быть направлено на иных лиц, не ограниченных только Заявителем на восприятие которого направлена распространенная информация. Таким образом, реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.

Представленные ООО "СЦПИ Правовест" пояснения о том, что [удалено] оставил заявку на получение предложения от Общества не находит своего надлежащего подтверждения в силу того, что Обществом не проводится идентификация человека, оставившего Заявку на получение рекламы, подтвердить факт того, что именно [удалено] оставил данную заявку не представляется возможным.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Абонентский номер+7-901-[удалено] передан и используется ООО "СЦПИ Правовест", факт направления спорной рекламы Обществом не оспаривается.

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в чьих действиях содержится нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе является ООО "Специализированный Центр Правовой Информации Правовест" (ИНН: 7701184824, ОГРН: 1027700067955, юридический адрес: 105005, город Москва, Бауманская ул., д. 58/25 стр. 10, помещ. 10).

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную 01.09.2023 в 12:01 на номер мобильного телефона +7-921-[удалено] с номера +7-901-[удалено] с рекламой услуг правовой системы «Гарант», поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
2. ООО "Специализированный Центр Правовой Информации Правовест" (ИНН: 7701184824, ОГРН: 1027700067955, юридический адрес: 105005, город Москва, Бауманская ул., д. 58/25 стр. 10, помещ. 10) рекламораспространителем, нарушившим ч.1 ст. 18 Закона о рекламе;
3. Выдать ООО "Специализированный Центр Правовой Информации Правовест" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны