Решение №04-05/5903/23 см. файл от 31 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 52юл-23

029/07/3-1013/2023

Заказчик (Организатор закупки):

ООО "Красноборские тепловые сети"

165430, Архангельская обл., Красноборский район, с. Красноборск, ул. Гагарина, д.34, корп.А, оф.2

E-mail: kra.kts.ur@yandex.ru

Заявитель:

ООО "Регион-Лес"

163015, г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 163, оф. 20

E-mail: info.regionlesm@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

31 октября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Телюкиной Н.С. (доверенность от 23.10.2023).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

20 октября 2023 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Регион-Лес" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ООО "Красноборские тепловые сети" (далее – Заказчик, Общество) при проведении запроса технико-коммерческих предложений на право заключения договора на поставку щепы топливной (извещение № 32312856723).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с предъявлением к участникам закупки неправомерного требования, ограничивающего участников закупки.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ООО "Красноборские тепловые сети" является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО "Красноборские тепловые сети", утвержденное директором А.А. Градусовым (решение № 4-З/2021 от 16 ноября 2021 года) (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

15.10.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32312856723 о проведении запроса технико-коммерческих предложений и документация о закупке на право заключения договора на поставку щепы топливной (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 35 670 000,00 рублей.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно предъявил к участникам закупки требование о наличии опыта поставки щепы топливной на сумму 10 млн. руб., тем самым ограничив участников, которые обладают опытом поставки иных видов продукции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Требований об установлении в положении о закупках и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и положение о закупках не предусматривает.

В статье 9 Положения о закупках Заказчик установил общие требования к участникам закупок.

Вместе с тем в пункте 5 статьи 9 Положения о закупках указано, что иные (не указанные в Положении о закупках) требования устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Во исполнение норм ФЗ «О закупках», в соответствии Положением о закупках подпунктом 2.8.2. раздела 2 документации о закупке определено, что заявки участников принимаются в письменной форме, заполненные машинописным способом, до срока, оговоренного в извещении, документации о закупке. Если участник закупки представил свою заявку с опозданием, заявка не рассматривается и отсылается подавшему ее участнику. Участник закупки должен иметь опыт поставок щепы топливной на сумму не менее 10 млн. руб. за последний год, что подтверждается копиями договоров поставки, первичными бухгалтерскими документами.

В письменных объяснениях по жалобе от 31.10.2023 Заказчик указал следующее.

Целесообразность введения повышенных требований к участникам закупки, а именно, требование к наличию опыта поставок топливной щепы соотносится с предметом закупки и потребностями Заказчика и прежде всего направлено на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки с учетом ее предмета и специфики деятельности Заказчика.

ООО «Красноборские тепловые сети» являются теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению на территории МО «Алексеевское» Красноборского муниципального района Архангельской области (теплоснабжение оказывается всем группам потребителей: физическим и юридическим лицам). Свою деятельность Заказчик осуществляет в рамках заключенного концессионного соглашения от 06 октября 2017 года в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Алексеевское» Красноборского района Архангельской области.

Поскольку деятельность Заказчика социально значима, уверенность в поставке необходимого для котельных топлива является первоочередной задачей. В противном случае, при возникновении перебоев с поставками топлива возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Кроме того, эксплуатируемая котельная «Квартальная» имеет котельное оборудование (котлы), топливом которого является только щепа.

При этом, Заказчик предъявил требования только к сумме поставки, не указал на технические характеристики щепы и место поставки.

С учетом изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что включение в документацию о закупке требования к участникам закупки о наличии опыта поставки щепы топливной не противоречит требованиям законодательства. Заказчику важно заключить договор с контрагентом, который имеет опыт аналогичных поставок в нужном объеме, для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Кроме того, предусмотренное документацией о закупке требование в равной степени применяется ко всем участникам закупки.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Вместе с тем, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, запросов на разъяснение положений документации о закупке не подавал. При этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Следовательно, нормы ФЗ «О закупках» и Положения о закупках Заказчиком не нарушены.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО "Регион-Лес" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Ю.А. Поддубная

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны