Решение б/н необоснована от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 285мз-22

029/06/42-984/2022

Заказчик:

Администрация городского округа "Город Архангельск"

163069, Архангельская обл, Архангельск г, В.И.Ленина, д. 5

E-mail: architect@arhcity.ru

Уполномоченный орган :

Администрация городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития

163000, город Архангельск, пр. Троицкий, д.64

E-mail: kopylova@arhcity.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Рапопорт Владислав Павлович

 

       
       
 

РЕШЕНИЕ

01 ноября 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика, Уполномоченного органа: Белозеровой Н.В. (доверенность от 23.06.2022 № 19-37/702);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

26 октября 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Рапопорта Владислава Павловича (далее – Заявитель) на действия заказчика – Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Администрации городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке проектов межевания территорий городского округа "Город Архангельск" (извещение №0124300021022000470).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 31.10.2021 № б/н.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

18.10.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300021022000470 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке проектов межевания территорий городского округа "Город Архангельск" (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 626 666,67 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

18.10.2022 внесены изменения в извещение (далее – Изменения).

Заявитель в жалобе указывает, что требование к участникам электронного аукциона о наличии членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров установлено необоснованно.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 указанного Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В Извещении с Изменениями установлено «Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ:

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» необходимо предоставить:

1. Для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя:

- копия действующего свидетельства о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров или копия выписки из реестра членов в саморегулируемой организации или копия выписки из государственного реестра кадастровых инженеров, подтверждающие членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации;

2. Для юридических лиц:

- копии документов, подтверждающих наличие в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность (в качестве данных документов принимаются копии приказов о приеме на работу или копии трудовых книжек, или копии трудовых договоров);

- копии действующих свидетельств о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в отношении не менее двух кадастровых инженеров (работников юридического лица) или копии выписок из реестра членов в саморегулируемой организации или копии выписок из государственного реестра кадастровых инженеров, подтверждающие членство кадастровых инженеров в саморегулируемой организации».

Объектом закупки является выполнение работ по подготовке проектов межевания территорий городского округа "Город Архангельск".

Требования к выполнению работ по подготовке проектов межевания территорий городского округа "Город Архангельск" указаны в Приложении № 3 к Извещению «Описание объекта закупки» (далее - Описание объекта закупки).

В пунктах 6 «Заданий на подготовку проекта межевания территории городского округа "Город Архангельск" ..» Описания объекта закупки установлено, что подготовку проекта межевания территории осуществить в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).

Статьей 37 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастровой деятельности) определено, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности но ее комплексному и устойчивому развитию.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания осуществляется для определения местоположения границ образуемых земельных участков.

Пунктом 5 части 5 статьи 43 ГрК РФ установлено, что текстовая часть проекта межевания территории включает в себя сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с ГрК РФ для территориальных зон.

На основании вышеизложенного, при подготовке проекта межевания территории, являющегося объектом закупки, формируются сведения, определение и обработка которых, может быть осуществлена только кадастровыми инженерами.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморсгулируемых организаций кадастровых инженеров.

Частью 4 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности установлено, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Закона о кадастровой деятельности (далее - кадастровый инженер).

В соответствии с частью 4.1 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности о кадастровой деятельности кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о кадастровой деятельности кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В силу статьи 31 Закона о кадастровой деятельности кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:

1) в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о кадастровой деятельности кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. При этом, такое юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.

Следовательно, для подтверждения наличия специального права на выполнение работ, являющихся объектом закупки, участник закупки должен представить сведения о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (для индивидуальных предпринимателей) либо подтверждение о наличии в штате не менее двух кадастровых инженеров (для юридических лиц).

На основании вышеизложенного, Заказчиком правомерно установлены требования о наличие у участника закупки свидетельств о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает, что требование о выполнении исполнителем работ по контракту инженерных изысканий установлено необоснованно.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работам, услугам, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.

В пунктах 6 «Заданий на подготовку проекта межевания территории городского округа "Город Архангельск" ..» Описания объекта закупки установлено, что проект межевания территории надлежит выполнить на топографическом плане. Инженерные изыскания выполнить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402 "Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории".

Согласно статье 41.2 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий. Виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402 утверждены правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что инженерные изыскания являются неотъемлемой частью кадастровых работ. Качественное проведение инженерных изысканий на подготовительном этапе гарантирует получение надлежащим образом исполненных проектов планировки и межевания территории, а также межевых планов. Работы по межеванию (планированию территории) и инженерные изыскания функционально взаимосвязаны. Самостоятельно Заказчик не может выполнить работы по инженерным изысканиям, так как не обладает необходимыми познаниями. При необходимости для выполнения инженерных изысканий исполнителем могут быть привлечены соисполнители.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы, соответствующие потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в Описание объекта закупки требования о выполнении исполнителем работ по контракту инженерных изысканий, обусловленного его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к выполнению работ по подготовке проектов межевания территорий городского округа "Город Архангельск" исходя из своей потребности, а также с учетом наличия требований законодательства Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 26.10.2022 было подано три заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Рапопорта Владислава Павловича необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны