Решение №04-03/1665/23 См.файл от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-27

029/06/104-223/2023

Заказчик:

Министерство транспорта Архангельской области

163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 49

E-mail: sharyginaes@dvinaland.ru, mintrans@dvinaland.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «Архангельское транспортное предприятие - 1»

163002, г Архангельск, ул Смольный буян, дом 20, корпус 1, офис 4

E-mail: atp2017@list.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

31 марта 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Шарыгиной Е.С. (доверенность от 21.01.2023), Носырева Н.С. (доверенность от 09.02.2023).

Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

24 марта 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение Министерства транспорта Архангельской области (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, государственный контракт от 22.02.2023 №ГК-7/104/2023 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы» (извещение №0124200004023000003), заключенный с ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1», расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

10.02.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200004023000003 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 2 921 778,02 рублей.

17.02.2023 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного запроса котировок был признан участник закупки с идентификационным номером 113530122 (ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1»), предложивший цену контракта 2 850 000,00 рублей.

22.02.2023 между Заказчиком и ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1» (далее – ООО «АТП-1», Подрядчик, Общество) заключен государственный контракт № ГК-7/104/2023 (далее – Контракт) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы».

Пунктом 3.1 Контракта установлено, что не позднее, чем за 1 календарный день до установленного Контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению № 8 к Контракту в двух экземплярах. К указанному акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта.

Согласно подпункту 1 пункта 5.2 Контракта Заказчик обязан в течение 1 календарного дня со дня подписания Сторонами акта наличия транспортных средств выдать Подрядчику карты маршрутов в отношении транспортных средств, указанных в данном акте.

На основании подпункта 1 пункта 5.4 Контракта Подрядчик обязан подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ, не позднее, чем за 1 рабочий день до дня начала их выполнения.

В соответствии с пунктом 10.2 Контракта срок выполнения:

начало – с даты выдачи Заказчиком карт маршрута регулярных перевозок;

окончание – по истечении тридцати одного дня с даты выдачи Заказчиком карт маршрута регулярных перевозок.

Следовательно, в срок до 24.02.2023 (включительно) Подрядчик должен был направить Заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств.

28.02.2023 Подрядчик направил Заказчику акт наличия транспортных средств от 27.02.2023, подписанный со своей стороны. К акту были приложены свидетельства о регистрации транспортных средств.

28.02.2023 письмом №213/1280 Заказчик направил претензию Подрядчику в связи с тем, что в представленных документах, указаны транспортные средства не соответствующие требованиям к характеристикам и оборудованию транспортных средств, установленных в приложении №2 к Контракту. Заказчик просит в срок до 10.03.2023 предоставить документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств соответствующих условиям Контракта.

09.03.2023 письмом №22 Подрядчик во исполнение претензии от 28.02.2023 направил документы, подтверждающие наличие транспортных средств, соответствующих условиям Контракта.

В тот же день письмом №213/1472 Заказчик вновь сообщает, что исходя из представленных документов, установить соответствие предлагаемых транспортных средств условиям Контракта не представляется возможным. Заказчик принял решение о проведении 10.03.2023 выездной проверки транспортных средств, указанных в акте наличия транспортных средств от 27.02.2023.

Согласно пояснениям представителей Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, к назначенному времени 10.03.2023 Подрядчик не предоставил транспортных средств для проведения выездной проверки. По результатам проверки работниками Заказчика подтверждающие документы об уклонении Подрядчика в предоставлении транспортных средств в рамках проведения выездной проверки составлены не были.

Кроме того, представители Заказчика отметили, что в документах, направленных Подрядчиком 28.02.2023 и 09.03.2023 указаны транспортные средства, которые не соответствует требованиям, указанным в Контракте, а именно: средний класс, год выпуска автобусов – не ранее 2016 года, 100 % подвижного состава оборудованы для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, низкий пол по всей длине салона (бесступенчатый доступ в салон), минимальное количество дверей для посадки пассажиров – 3 (из них 1 двухстворчатая), наличие кондиционера, экологический класс – не ниже EURO-5, наличие не менее 9 камер видеонаблюдения салона.

10.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением подпункта 1 пункта 5.4 Контракта, поскольку ООО «АТП-1» не подтвердило наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 10.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе». Дата поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракт – 10.03.2023 17:11 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 10.03.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 21.03.2023, что подтверждается размещенной 21.03.2023 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью №2290122949523000007, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 23.03.2023.

Для рассмотрения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России дела о включении сведений в отношении ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1» в реестр недобросовестных поставщиков, Общество не представило объяснений по факту неисполнения обязательств по Контракту и не направило своих представителей. При вынесении решения Комиссия Архангельского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Заслушав доводы представителей Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1», Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях Общества, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении ООО «Архангельское транспортное предприятие - 1» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком – Министерством транспорта Архангельской области, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Архангельское транспортное предприятие - 1» (163002, г. Архангельск, ул. Смольный буян, дом 20, корпус 1, офис 4, ИНН 2901292793, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона – Лапшин Ярослав Сергеевич, ИНН 290136222300; участник (член) корпоративного юридического лица, способный оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – Лапшин Ярослав Сергеевич, ИНН 290136222300) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 22.02.2023 №ГК-7/104/2023 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы» (извещение  №0124200004023000003).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Архангельское транспортное предприятие - 1» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны