Решение б/н См.файл от 14 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 18юл-24 029/07/3-371/2024 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова) 163002, г. Архангельск, Набережная Северной двины, 17 E-mail: tender@narfu.ru Заявитель: ООО "АСМК" 163000, г.Архангельск, ул.Поморская, д.2 E-mail: asmk.ltd@mail.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
14 мая 2024 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены комиссии:
Титова О.Е. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок; |
Поддубная Ю.А. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Фомина А.Н. (доверенность от 08.05.2024);
Заказчика: Романова А.Ю. (доверенность от 08.05.2024 № 01-525), Шенгуру Д.В. (доверенность от 08.05.2024 № 01-521), Зверевой Е.М. (доверенность от 08.05.2024 № 01-520), Косцова О.В. (доверенность от 08.05.2024 № 01-522);
УСТАНОВИЛА:
02.05.2024 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "АСМК" (далее – Заявитель) на действия закупочной комиссии, созданной заказчиком – ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова) (далее – Заказчик, закупочная комиссия) при проведении отбор предложений на право заключения договора (извещение №32413464944).
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи с неправомерным выбором победителя.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
Начальная (максимальная) цена договора – 9 930 385,04 руб.
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, Заказчиком принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», утвержденное наблюдательным Советом ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» 31.05.2021 (далее – Положение о закупках).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2022 г. № 301 "Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее - Постановление № 301) заказчикам, попавшим под действие Постановления № 301 необходимо осуществлять закупки только путем проведения: - закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме; - неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 3 ФЗ «О закупках»); при этом, если будет проводится закрытая конкурентная закупка в электронной форме, то такая закупка должна проводиться исключительно на специализированной электронной площадке.
03.04.2024 Заказчиком в ЕИС (без размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок) размещено извещение № 32413464944 о проведении отбора предложений на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту кровли столовой по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, 322, корп.1, в объеме в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2) и согласно условиям проекта договора (Приложение № 4), являющимися неотъемлемыми частями настоящего извещения (далее – Извещение).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе предложений от 17.04.2024 было подано 3 заявки с номерами 1,2,3. Все заявки допущены к участию в отборе предложений.
В ходе изучения материалов дела было установлено, что заявка Заявителя зарегистрирована под номером 1.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе предложений от 17.04.2024 суммарный балл заявки с номером 1 составляет 88,73009 (итоговая позиция (рейтинг) участника – 2).
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик установил излишние требования к участникам отбора предложений в части предоставления копий диплома-(ов)/аттестата(ов) о подготовке/переподготовке/повышения квалификации.
Согласно части 3.2. статьи 3 ФЗ «О закупках», неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 ФЗ «О закупках». Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3 статьи 1 Положения о закупке.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 1 статьи 28 Положения о закупках при проведении конкурентной закупки и неконкурентной закупки (запрос цен, отбор предложений) могут быть использованы следующие критерии оценки заявок участников: «1) Ценовые критерии оценки: а) цена договора или цена за единицу товара, работы, услуги; б) расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание приобретаемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги. 2) Неценовые критерии оценки: а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; б) квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материально-технических ресурсов; опыт работы, аналогичный предмету договора; деловая репутация; наличие трудовых ресурсов (количество и (или) квалификация) необходимых для исполнения обязательств по договору; в) срок поставки товара (выполнения работы, оказания услуги); г) срок предоставления гарантии качества товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг); д) расходы на эксплуатацию и/или техническое обслуживание предмета закупки; е) иные критерии, предусмотренные в документации о закупке».
В соответствии с частью 3 статьи 28 Положения о закупках в извещении и (или) документации о закупке, в извещении о проведении запроса цен, в извещении о проведении отбора предложений устанавливаются содержание (конкретизация предмета) и значимость (весомость, вес) каждого критерия оценки, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок, требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию.
В силу положений ФЗ «О закупках», Положения о закупках Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Согласно извещению Заказчиком установлены критерии:
1. Цена договора (значимость критерия оценки – 0.4 (40%),
2. Наличие опыта:
2.1 Стоимостный объем договоров (контрактов) – 0,35 (35%)
2.2 Наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов) - 0,15 (15%)
3. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов – 0.1 (10%).
Установленные Заказчиком критерии соответствуют принципам равноправия, поскольку эти требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Данные критерии применялись ко всем участникам закупки.
Согласно Извещению в пункте 2.3 Приложения № 3 «Критерии оценки заявок на участие в отборе предложений и порядок их оценки» установлено, что с целью подтверждения наличия квалифицированных трудовых ресурсов, участник закупки предоставляет: копию трудовой книжки, или действующего срочного трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг сотрудником и копия диплома(ов) / аттестата(ов) о подготовке /переподготовке /повышении квалификации.
Следовательно, установленные в Извещении порядок осуществления оценки и сопоставления заявок, требования о предоставлении документов и сведений соответствуют требованим ФЗ «О закупках».
Таким образм, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия заявке Заявителя по критерию «наличие квалифицированных трудовых ресурсов» необоснованно начислила 0 баллов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Положения о закупках для оценки заявок заказчик вправе устанавливать с учетом способа закупки в соответствии с указанным Положением критерии оценки заявок участников закупки (далее – критерии) и величины значимости этих критериев, обеспечивающие определение победителя закупки способного наилучшим образом, своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств. Критерии и величины значимости этих критериев, не установленные в документации о конкурентной закупке, не могут использоваться при оценке заявок.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определен разделом 17 Извещения и приложением № 3 «Критерии оценки заявок на участие в отборе предложений и порядок их оценки» Извещения.
Оценка по критерию «Наличие квалифицированных трудовых ресурсов» производится на основе сведений, представленных участниками в составе заявки на участие в отборе предложений в виде перечня и приложенных к ней документов/копий документов.
Наличие в составе организации - участника закупки следующих аттестованных специалистов (лиц, прошедших специальное обучение в соответствии с требованиями законодательства, успешно выдержавшие квалификационные практические испытания и получившие удостоверение (аттестат, диплом и иное) установленной формы):
№ п/п |
Квалификация трудовых ресурсов |
Разряд должен быть не ниже |
Количество специалистов, чел. |
1 |
Кровельщик |
4 |
5 |
2 |
Жестянщик |
4 |
2 |
3 |
Плотник |
4 |
2 |
4 |
Стропальщик |
4 |
1 |
Количество баллов, присуждаемых по критерию «Наличие квалифицированных трудовых ресурсов» (НК;), определяется следующим образом:
- наличие у участника закупки всех перечисленных выше специалистов по всем указанным специальностям не менее требуемого количества - 100 баллов;
- наличие у участника закупки перечисленных выше специалистов по указанным специальностям, но в количестве менее требуемого - участнику минусуется 10 баллов за каждого неподтвержденного одного специалиста из числа перечисленных выше по всем указанным специальностям. Допускается совмещение одним специалистом одноименных специальностей и специальностей маляр-штукатур. Совмещение иных специальностей одним специалистом не допускается.
За специалистов по специальностям, не входящим в вышеприведенный Заказчиком перечень, - баллы не начисляются.
За специалистов свыше количества, указанного в вышеприведенном Заказчиком перечне, - баллы не начисляются.
За специалистов, квалификация и уровень подготовки которых не подтверждены документами в составе заявки (трудовой договор и/или копия трудовой книжки не являются документами, подтверждающими квалификацию и уровень подготовки) - баллы не начисляются.
При оценке учитываются только те специалисты, наличие и квалификация которых подтверждены копиями соответствующих документов в составе заявки участника отбора предложений, а именно: «копия трудовой книжки, или действующего срочного трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг сотрудником и копия диплома(ов) / аттестата(ов) о подготовке /переподготовке /повышении квалификации».
В заседании Комиссии Архангелького УФАС России представитель Заявителя пояснил, что наличие договора возмездного оказания услуг считает достаточным подтверждением квалификации специалистов.
Однако, в соответствии с частью 11 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.
Следовательно, документом, подтверждающим квалификацию работника, может быть только документ, выданный образовательной организацией в соответствии с Законом об образовании.
Согласно материалам дела, в составе заявки Заявителя (заявка №1) было представлено 11 договоров возмездного оказания услуг. При этом, копии диплома(ов)/аттестата(ов) о подготовке /переподготовке /повышении квалификации на указанных работников не были представлены.
Исходя из пояснений Заказчика расчет баллов по подкритерию оценки «Наличие квалифицированных трудовых ресурсов» следующий:
Участник |
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, подтвержденное участником в соответствии с извещением, чел. |
Балл по Квалификации - критерий 2.3 |
Балл с учетом весового коэффициента значимости - 0,1 |
Заявка № 1, дата и время подачи: 09.04.2024 19:00 (МСК) |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
Заявка № 2, дата и время подачи: 10.04.2024 15:24 (МСК) |
10,00000 |
100,00000 |
10,00000 |
Заявка № 3, дата и время подачи: 10.04.2024 23:21 (МСК) |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
Следовательно, расчет баллов по критерию «наличие квалифицированных трудовых ресурсов» выполнен в соответствии с требованиями Извещения и Положения.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 17, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСМК" необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии Ю.А. Поддубная
О.Е. Титова