Решение №05-03/1283 Решение по делу № 029/01/17-896/2019 от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 029/01/17-896/2019

Ответчик: Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район»

Ответчик: Индивидуальный предприниматель Бармин Павел Геннадьевич

Заинтересованное лицо: Администрация МО «Онежский муниципальный район»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

 присутствии представителей:

от первого ответчика — не явился, извещен;

от второго ответчика — не явился, извещен;

от заинтересованного лица — не явился, извещен;

рассмотрев дело № 029/01/17‑896/2019, возбужденное в отношении муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6, ОГРН 1122920001160, ИНН: 2906007873) и индивидуального предпринимателя Бармина Павла Геннадьевича (<...>, ОГРНИП 317290100012722, ИНН 340100514028) по признакам нарушения требований статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 09.09.2019 поступили материалы Онежской межрайонной прокуратуры от 27.08.2019 № 07‑03‑2019, в которых было указано, что запрос котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула (извещение 0124300016418000141) был организован в 2019 году исключительно в целях перечисления бюджетных средств лицу, фактически осуществившему данные работы осенью 2018 года. Помимо этого, органом местного самоуправления и единственным участником запроса котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула было достигнуто соглашение об участии хозяйствующего субъекта в запросе котировок с целью дальнейшего перечисления средств, полученных по контракту, лицу, фактически осуществившему работы до момента объявления закупки.

Письмом от 17.09.2019 № 05-02/4665 у Администрации МО «Онежский муниципальный район» были запрошены: возражения в отношении доводов прокуратуры с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции; документы закупки; обоснование потребности заказчика в выполнении работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула в объеме, указанном в извещении о проведении запроса котировок; обоснование установленного срока завершения работы — 31.01.2019, в том числе относительно даты подведения итогов запроса котировок и заключения контракта, а также целесообразности проведения работ, предполагающих разборку грунта, в указанный период времени; пояснения в отношении порядка приемки выполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта № 04-2019 от 25.01.2019; копии документов о назначении на должность и документов, определяющих должностные полномочия начальника Управления по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Онежский муниципальный район»; копии документов о назначении на должность и документов, определяющих должностные полномочия начальника отдела энергетики, транспорта, связи и дорог Управления по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Онежский муниципальный район»; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса.

Письмом от 01.10.2019 № 5994 Администрация МО «Онежский муниципальный район» сообщила, что запрос котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула Онежского района был включен в план-график закупок в декабре 2018 года (заявки были направлены Управлением по инфраструктурному развитию и ЖКХ в отдел муниципальных закупок администрации 12.12.2018 по электронной почте. В силу 10-дневного временного интервала между включением в план-график и датой объявления закупочных процедур провести данные процедуры до окончания 2018 года отделу закупок не представлялось возможным, вследствие чего они были перенесены на январь 2019 года. Тем не менее, закупка находилась в плане закупок и плане-графике на 2018 год. Запрос котировок был размещен на официальном портале zakupki.gov.ru, подать заявку на участие в процедуре мог любой желающий. Какого-либо давления на потенциальных участников запросов котировок по вопросу их участия либо неучастия в данных процедурах администрацией не оказывалось. Подрядчик по муниципальному контракту № 04-2019 от 25.01.2019 Бармин П.Г. привлекал к выполнению работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула других лиц — субподрядчиков, что не противоречило п. 5.3.3 контракта. Субподрядчик (физическое лицо), проживавший в пос. Ковкула и имевший возможность организовать работы, не имел статуса индивидуального предпринимателя, у него отсутствовала электронная цифровая подпись, вследствие чего принять лично участие в закупке в качестве подрядчика у него не было возможности. Работы в пос. Ковкула действительно были выполнены в осенний период и приурочены к периоду нахождения в данном населенном пункте специализированной дорожной техники (экскаватора), вследствие чего стоимость выполненных работ была ниже по сравнению с необходимостью аренды и перегона техники из г. Онеги, расположенного в 100 км от п. Ковкула. В условиях ограниченности средств муниципального дорожного фонда любая возможность экономии бюджетных средств является для администрации первоочередным фактором. Заключить договор без проведения конкурсных процедур в рамках п. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не представлялось возможным в связи с исчерпанием лимита таких договоров на 2018 год. По совокупности данных причин администрацией было принято решение о проведении запроса котировок. В течение 2018 года в администрацию необнократно поступали обращения граждан, телефонные звонки, просьбы главы муниципального образования «Чекуевское» в связи с ненадлежащим состоянием участков дорожного полотна на улицах пос. Ковкула, затоплением в весенний период данных участков и прилегающих придомовых территорий. По пос. Ковкула данный вопрос поднимался гражданами 26.01.2018 в ходе встречи с населением. По завершении мероприятия жители поселка и глава МО «Чекуевское» О... показали председателю Собрания депутатов Онежского муниципального района Ц.... и главному специалисту профильного отдела администрации С... затопляемые участки улиц Набережная, Первомайская и Садовая, где необходимо было выполнить укладку водопропускных труб. Срок завершения работ 31.01.2019, а также даты подведения итогов запроса котировок и заключения контракта были предложены отделом муниципальных закупок, чтобы иметь достаточно времени для надлежащего проведения всех закупочных процедур. При этом, временной период работ, предполагающих разборку грунта, может быть любой и не лимитируется определенным временем года. Благодаря применению современных технологий, подобные земляные работы могут проводиться круглогодично. Приемка выполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта № 04-2019 от 25.01.2019 проводилась в соответствии с п. 4 указанных контрактов на основании актов выполненных работ по форме № КС-2, справок о стоимости выполненных работ по форме № КС-3. Приемку работ на месте их выполнения в пос. Ковкула осуществлял главный специалист по инфраструктурному развитию и ЖКХ Синицин И.В. В отдаленных деревнях и поселках Онежского района, многие из которых находятся за 100-1510 км от районного центра имеется острая нехватка механизаторов, готовых добросовестно выполнять работы по содержанию дорог и имеющих необходимую технику. Изыскание возможности для оплаты выполненных подрядчиками работ является для администрации приоритетной задачей.

Письмами от 17.03.2019 № 05-02/4666, от 10.10.2019 № 05-02/5192 у индивидуального предпринимателя Бармина П.Г. были запрошены сведения, связывался ли с индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. С... или иные работники администрации МО «Онежский муниципальный район» с предложением о подаче заявки на участие в запросе котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула (извещение 0124300016418000141), подписании муниципального контракта (пояснив, что все работы, предусмотренные контрактом, фактически выполнены), подписании акта выполненных работ, предъявлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» счета к оплате, дальнейшем перечислении средств на счета реальных исполнителей; осуществлялись ли индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. работы по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула в период с 25.01.2019 по 31.01.2019 (какие именно); пояснения в отношении порядка приемки выполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта № 04‑2019 от 25.01.2019; указать иные обстоятельства, кроме достигнутой договоренности с С...., послужившие основанием для перечисления Барминым П.Г. денежных средств Н...; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса.

Письмом от 24.10.2019 индивидуальный предприниматель Бармин П.Г. сообщил, что С... обратился к нему с просьбой поучаствовать в запросе котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула, пояснив, что запрос котировок уже проходил неоднократно, но безуспешно. После завершения закупочных процедур, спустя некоторое время были подписаны акты выполненных работ, выставлен счет. После поступления от администрации денежных средств за исполнение муниципального контракта по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула, денежные средства были перечислены Н... Участие в работах по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула в период с 25.01.2019 по 31.01.2019 индивидуальный предприниматель Бармина П.Г. не принимал. Указал, что пояснения в отношении порядка приемки выполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта № 04-2019 от 25.01.2019 представить не может. Обстоятельства, кроме достигнутой договоренности, послужившие основанием для перечисления денежных средств Н.... за исполнение муниципального контракта, отсутствуют.

По результатам рассмотрения материалов в действиях муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и индивидуального предпринимателя Бармина Павла Геннадьевича были установлены признаки нарушения требований статьи 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которыми установлены запрет на координацию организатором запроса котировок, или заказчиком деятельности их участников, а также заключение соглашений между заказчиками и участниками торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, запрет на на соглашения (согласованные действия) организаций, осуществляющих функции органа местного самоуправления, и хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

09.12.2019 в отношении муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и индивидуального предпринимателя Бармина Павла Геннадьевича было возбуждено дело № 029/01/17-896/2019 по признакам нарушения требований статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Письмом от 17.01.2020 индивидуальный предприниматель Бармин П.Г. сообщил, что С... обратился к нему с просьбой поучаствовать в запросе котировок на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула, пояснив, что запрос котировок на выполнение данных работ уже объявлялся неоднократно, но безрезультатно. После всех процедур через некоторое время мы подписали акты выполненных работ, был выставлен счет. Как только администрация МО «Онежский муниципальный район» перечислила средства за исполнение контракта, денежные средства были перечислены Н.... Участие в работах по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула в период с 25.01.2019 по 31.01.2019 не принимал. Пояснить в отношении порядка приемки выполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта № 04-2019 от 25.01.2019, не могу. Обстоятельств, кроме достигнутой договоренности, послужившей основанием для перечисления денежных средств Н.... за исполнение муниципального контракта, нет.

МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации МО «Онежский муниципальный район» и Администрация МО «Онежский муниципальный район» представлены возражения, изложенные в письмах от 20.01.2020 № 78 и от 20.01.2020 № 300. Ответчик и заинтересованное лицо указали, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Муниципальное казенное учреждение «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» является отраслевым органом администрации МО «Онежский муниципальный район», выполняющим определенные функции по решению вопросов местного значения муниципального образования «Онежский муниципальный район» и наделенным соответствующими полномочиями для их исполнения, в том числе в области дорожной деятельности. В течение 2018 года в адрес администрации МО «Онежский муниципальный район» неоднократно поступали обращения граждан, а также обращение главы МО «Чекуевское» о ненадлежащем состоянии участков дорожного полотна на улицах муниципального образования «Чекуевское», следствием чего являлось подтопление придомовых территорий. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. На основании части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. 28.12.2018 начальником муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» был издан приказ № 168, в соответствии с пунктом 1.2 которого было принято решение осуществить закупку путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула. Во исполнение норм действующего законодательства, закупка на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула была осуществлена путем проведения запроса котировок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и размещена в единой информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Таким образом, информация о закупке являлась общедоступной для потенциальных участников закупки. Кроме того, в рамках действующего законодательства у заказчика имелась возможность осуществить закупку у единственного поставщика (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В действиях заказчика отсутствовали намерения по недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

29.01.2020, рассмотрев дело № 029/01/17-896/2019, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны отношении муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и индивидуального предпринимателя Бармина Павла Геннадьевича, в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела 029/01/17-896/2019, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства, доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлены не были.

Письмом от 18.02.2020 индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. были представлены декларация о доходах по УСН за 2019 год, акт выполненных работ от 04.02.2009.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

28.12.2018 начальником муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» был издан приказ № 168, в соответствии с п. 1.2 которого было принято решение осуществить закупку путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула.

28.12.2018 в Единой информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Единой информационной системы в сфере закупок» www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок № 0124300016418000141 на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула.

Заказчиком выступило муниципальное казенное учреждение «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ»), уполномоченным органом - муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Объектом закупки являлось выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула. Место выполнения работ: Архангельская область, Онежский район, пос. Ковкула, улично-дорожная сеть по ул. Набережная, Первомайская, Садовая. Сроки выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 31 января 2019 года.

Виды (состав) работ: 1. Разработка грунта в отвал экскаваторами; 2. Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из отсева; 3. Укладка звеньев одноочковых водопропускных круглых труб под насыпями железных и автомобильных дорог, отверстия труб: 0,35 м, высота насыпи до 0/1,35 м. Места укладки труб водопропускных: ул. Набережная в районе д.д. 3,4, ул. Первомайская в районе д.д. 8, 11, ул. Садовая в районе д.д. 9, 10. Отсев и водопропускные трубы предоставляются Заказчиком. Все прочие материалы, изделия, оборудование и автомобильная техника, необходимые для выполнения работ, предоставляются Подрядчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта: 64 997 (Шестьдесят четыре тысячи девятьсот девяносто семь) рублей 00 копеек.

Источник финансирования: средства дорожного фонда муниципального образования «Онежский муниципальный район» в рамках финансирования муниципальной программы «Содержание и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Онежского района на 2017 - 2020 годы».

Начало подачи: 28.12.2018 с 14:00.

Окончание подачи: 17.01.2019 10:00.

По окончании срока подачи заявок была подана только одна заявка от индивидуального предпринимателя Бармина П.Г.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.01.2019 № П1 заявка была признана соответствующей требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Запрос котировок был признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 79 Федерального закона № 44-ФЗ.

25.01.2019 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Барминым Павлом Геннадьевичем был заключен муниципальный контракт № 04-2019 на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула.

Согласно данному контракту подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула в соответствии с техническим заданием, локальным ресурсным сметным расчетом, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Сроки выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 31 января 2019 года.

Цена контракта составляет 64997 рублей.

01.02.2019 комиссией в составе: начальник МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации МО «Онежский муниципальный район» Крылов Ю.Г., главный специалист МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации МО «Онежский муниципальный район» Синицын И.В., глава муниципального образования «Чекуевское» Олуферова Е.М., руководитель подрядной организации Бармин П.Г., представитель субподрядной организации Новожилов В.В. составлен акт комиссионной приемки работ по ремонту водопропускных труб на улицах и дорогах п. Ковкула в рамках исполнения муниципального контракта № 04-2019 от 25.01.2019, которым установлено: подрядной организацией произведены работы по разборке грунта в отвал экскаваторами; укладке звеньев одноочковых водопропускных круглых труб диаметром отверстия труб 0,35 м; устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из отсева (ранее завезенного в п. Ковкула); трубы уложены на участках улиц и дорог, указанных в техническом задании контракта, а именно: ул. Набережная в районе д.д. 3,4, ул. Первомайская в районе д.д. 8, 11, ул. Садовая в районе д.д. 9, 10. По завершении укладки труб водопропускных дорожное полотно восстановлено в полном объеме.

04.02.2019 составлен акт о приемке выполненных работ № 1, справка о стоимости выполненных работ и затратах № 1.

04.02.2019 индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» выставлен счет № 044 за ремонт водопропускных труб на улицах и дорогах п. Ковкула согласно муниципальному контракту от 25.01.2019 № 04-2019 на сумму 64997 рублей.

Платежным поручением от 19.02.2019 № 6667 денежные средства в размере 64997 рублей перечислены МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» на счет индивидуального предпринимателя Бармина П.Г.

Вместе с тем, согласно представленным материалам <...> на момент размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок № 0124300016418000141 на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула потребность заказчика в осуществлении указанных работ отсутствовала, поскольку работы по разборке грунта в отвал экскаваторами, прочистке ранее уложенных в местах проведения работ водопропускных труб, их укладке на место, восстановлению дорожного полотна были осуществлены осенью 2018 года с привлечением экскаватора (принадлежность которого прокуратурой не установлена) Н.... и, по словам Н...., М... и М... Целью организации закупочной процедуры являлось получение бюджетных средств в целях их перечисления лицам, осуществившим указанные работы по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула осенью 2018 года. Заказчиком и индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. была достигнута договоренность об участии предпринимателя в запросе котировок в целях заключения муниципального контракта и получения бюджетных средств. До индивидуального предпринимателя Бармина П.Г. была доведена информация об отсутствии необходимости выполнения им работ, предусмотренных контрактом. Достигнуто соглашение о перечислении индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. денежных средств на счета исполнителей. В период с даты заключения муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 и до установленного контрактом срока выполнения работ (31.01.2019) предусмотренные контрактом работы по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула не осуществлялись. Заказчиком и подрядчиком 04.02.2019 были подписаны акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затратах. Как указывает индивидуальный предприниматель Бармин П.Г. данные документы были подготовлены заказчиком. Оплата работ по муниципальному контракту была произведена заказчиком 19.02.2019.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции предусматривает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Доводы МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» администрации МО «Онежский муниципальный район» и Администрация МО «Онежский муниципальный район», изложенные в письмах от 20.01.2020 № 78 и от 20.01.2020 № 300, что у заказчика имелась возможность осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» откланяются, поскольку до фактического начала осуществления по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула соответствующая закупка у единственного поставщика осуществлена не была, муниципальный контракт в установленном порядке не заключен. Кроме того, указанная позиция противоречит раннее представленной Администрацией МО «Онежский муниципальный район» информации. Так, в письме от 01.10.2019 № 5994 Администрация МО «Онежский муниципальный район» указала, что заключить договор без проведения конкурентных процедур в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не представлялось возможным в связи с исчерпанием лимитов таких договоров на 2018 год.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе запрос котировок относится к конкурентному способу определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Под запросом котировок согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона о контрактной системе.

Приложением № 6 к извещению о проведении запроса котировок № 0124300016418000141 на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула были установлены требования к участникам запроса котировок, предусмотренные частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок установлены статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с Положением о муниципальном казенном учреждении «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 25.10.2012 № 176 (в редакции решения от 20.12.2018 № 91), муниципальное казенное учреждение «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» является отраслевым органом администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», выполняющим определенные функции по решению вопросов местного значения муниципального образования «Онежский муниципальный район», муниципального образования «Онежское» и наделенным соответствующими полномочиями для их исполнения. Управление наделено правами юридического лица. В пределах своей компетенции управление в числе прочего вправе осуществлять функции заказчика, заключать муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; осуществлять контроль объемов качества выполняемых работ, предоставляемых услуг, приемку и оплату согласно заключенным муниципальным контрактам.

Таким образом, муниципальное казенное учреждение «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» рассматривается в качестве организации, осуществляющей функции органа местного самоуправления.

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/17-896/2019.

На основании пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.8 Правил по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В рассматриваемом случае временной интервал исследования не должен быть ограничен периодом с даты опубликования извещения о проведении закупки до момента исполнения муниципального контракта, а должен включать в себя период фактического осуществления работ по укладке по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула и период получения оплаты по контракту и перечисления индивидуальным предпринимателем денежных средств лицам и в размере, указанным работником заказчика. С учетом изложенного, временной интервал исследования устанавливается с сентября 2018 года по март 2019 года.

Объектом закупки по запросу котировок № 0124300016418000141 являлось выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула. Место выполнения работ: Архангельская область, Онежский район, пос. Ковкула, улично-дорожная сеть по ул. Набережная, Первомайская, Садовая. Сроки выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 31 января 2019 года. Виды (состав) работ: 1. Разработка грунта в отвал экскаваторами; 2. Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из отсева; 3. Укладка звеньев одноочковых водопропускных круглых труб под насыпями железных и автомобильных дорог, отверстия труб: 0,35 м, высота насыпи до 0/1,35 м. Места укладки труб водопропускных: ул. Набережная в районе д.д. 3,4, ул. Первомайская в районе д.д. 8, 11, ул. Садовая в районе д.д. 9, 10. Отсев и водопропускные трубы предоставляются Заказчиком. Все прочие материалы, изделия, оборудование и автомобильная техника, необходимые для выполнения работ, предоставляются Подрядчиком.

Предметом муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 являлось выполнение работ по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула. Согласно данному контракту подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту водопропускных труб в поселке Ковкула в соответствии с техническим заданием, локальным ресурсным сметным расчетом, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Согласно извещению о проведении запроса котировок № 0124300016418000141 на выполнение работ по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула участниками закупки могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. По окончании срока подачи заявок была подана только одна заявка от индивидуального предпринимателя Бармина П.Г., которая была признана соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ. Запрос котировок был признан несостоявшимся.

При определении продуктовых границ рынка принимается во внимание объект закупки по запросу котировок № 0124300016418000141 и предмет муниципального контракта № 04-2019 — работы по ремонту водопропускных труб.

При определении географических границ рынка принимается во внимание границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующий в соглашении орган, осуществляющий функции органа местного самоуправления, — административные границы муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Принимая решение об осуществлении закупки по ремонту водопропускных труб, при формировании технического задания и НМЦК, заказчик (в лице работника, непосредственно участвующего в формировании технического задания и НМЦК) заведомо обладал информацией, что данные работы фактически выполнены осенью жителями поселка Ковкула, в том числе Новожиловым В.В., с привлечением специализированной техники.

Целью осуществления закупки являлось не определение поставщика (подрядчика, исполнителя), который с даты подписания контракта и до 31.01.2019 осуществит работы по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула, а получение бюджетных средств и распоряжение ими в соответствии с достигнутой договоренностью заказчика и участника закупки (в том числе перечисление денежных средств лицам, осуществившим работы по ремонту водопропускных труб в пос. Ковкула осенью 2018 года).

Работы по ремонту водопропускных труб в п. Ковкула были осуществлены осенью 2018 года на иных условиях, чем публично предлагалось неопределенному кругу лиц при проведении запроса котировок по извещению № 0124300016418000141. В частности, проведение работ осуществлялось в иной период времени и при иных погодных условиях, чем предусмотрены условиями закупки; лица, выполнявшие работы, не были ограничены сроками исполнения муниципального контракта, техническим заданием, установленным контрактом; к лицам, осуществлявшим организацию работ, не предъявлялись требования, предусмотренные частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также условие, что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Между заказчиком и индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. было достигнуто соглашение (договоренность в устной форме) об участии индивидуального предпринимателя в запросе котировок по извещению № 0124300016418000141, признании его победителем запроса котировок, заключении муниципального контракта при отсутствии необходимости осуществления индивидуальным предпринимателем работ, предусмотренных контрактом, а после получения оплаты по контракту пречислении индивидуальным предпринимателем денежных средств лицам и в размере, указанным работником заказчика.

Как на момент подачи заявки на участие в запросе котировок, так и на момент заключения муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 индивидуальный предприниматель Бармин П.Г. ни намерения, ни возможности осуществить работы по укладке водопропускных труб в п. Ковкула не имел.

Несмотря на то, что работы по укладке водопропускных труб в п. Ковкула в период с заключения муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 и по 31.01.2019 индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. не осуществлялись, заказчиком осуществлена приемка работ, предусмотренных контрактом, и произведена их оплата, тогда как при соблюдении требований действующего законодательства и обычаев делового оборота хозяйствующий субъект не мог бы рассчитывать на получение бюджетных средств за осуществление работ, которые им фактически не осуществлялись.

Таким образом, достигнутое между заказчиком и индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. соглашение (договоренность в устной форме) об участии индивидуального предпринимателя в запросе котировок по извещению № 0124300016418000141, признании его победителем запроса котировок, заключении муниципального контракта при отсутствии необходимости осуществления индивидуальным предпринимателем работ, предусмотренных контрактом, произведенная заказчиком приемка работ и их оплата, в то время как работы по укладке водопропускных труб в п. Ковкула в период с заключения муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 и по 31.01.2019 индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. не осуществлялись, договоренность о перечислении индивидуальным предпринимателем части денежных средств, полученных в качестве оплаты по контракту, лицам, указанным работником заказчика, имели своей целью или могли привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для данного хозяйствующего субъекта.

Выдача предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, нецелесообразна, поскольку на момент рассмотрения дела процедура запроса котировок по извещению № 0124300016418000141 завершена, действия, связанные с исполнением муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 не осуществляются.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6, ОГРН 1122920001160, ИНН: 2906007873) и индивидуального предпринимателя Бармина Павла Геннадьевича (<...>, ОГРНИП 317290100012722, ИНН 340100514028) нарушение требований статьи 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении заказчиком и индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. соглашения (договоренность в устной форме), которое имело своей целью или могло привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для данного хозяйствующего субъекта, а именно: договоренности об участии индивидуального предпринимателя в запросе котировок по извещению № 0124300016418000141, признании его победителем запроса котировок, заключении муниципального контракта при отсутствии необходимости осуществления индивидуальным предпринимателем работ, предусмотренных контрактом, приемке заказчиком работ и их оплате, в то время как работы по укладке водопропускных труб в п. Ковкула в период с заключения муниципального контракта от 25.01.2019 № 04-2019 и по 31.01.2019 индивидуальным предпринимателем Барминым П.Г. не осуществлялись, договоренности о перечислении индивидуальным предпринимателем части денежных средств, полученных в качестве оплаты по контракту, лицам, указанным работником заказчика.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны