Решение б/н необоснована от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 92оз-22

029/06/33-356/2022

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Управление делами»

163004, Архангельская обл, Архангельск г, пр-кт Троицкий, д. 49

E-mail: vsivanec@dvinaland.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Эверест»

432044, г.Ульяновск, ул.Варейкиса, 20-393

E-mail: ul.everest@bk.ru,

ole444ka85@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 апреля 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Прудникова В.А. (доверенность от 02.08.2021 № 771);

Уполномоченного органа: Пантелеевой О.С. (доверенность от 09.03.2022 № 74-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

20 апреля 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Эверест» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГКУ Архангельской области «Управление делами» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку светильников светодиодных внутреннего освещения (извещение №0124200000622001977)

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.04.2022 № 07-06/336.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.04.2022 № 314-05-226.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

13.04.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622001977 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку светильников светодиодных внутреннего освещения (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 1 432 500,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены технические параметры, которые ограничивают права участников аукциона (Корпус: литой из ABS пластика, Отдельный отсек в корпусе светильника для размещения драйвера). Заявитель считает, что поставка эквивалентов в данном случае не представляется возможной.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару Светильнику, а в том числе:

Наименование и технические характеристики товара

Светильник светодиодный внутреннего освещения.

Корпус: литой из ABS пластика.

Отдельный отсек в корпусе светильника для размещения драйвера: наличие.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что установление требования к корпусу светильника из ABS пластика обусловлено тем, что система электроснабжения в зданиях Правительства Архангельской области, посредством которой обеспечивается подключение светильников, ориентировочно на 85 % выполнена по двухпроводной системе: «фаза» и «ноль». Третий проводник защитного заземления – «РЕ» отсутствует. Следовательно, при закупке светильников с металлическим корпусом Заказчик будет вынужден осуществить реконструкцию системы электроснабжения или закупку кабельной продукции для подключения светильников в помещениях зданий Правительства Архангельской области и обеспечить заземление таких светильников, что повлечет крайне несоразмерные расходы, а потому является экономически нецелесообразным. Наличие отдельного отсека в корпусе светильника для размещения драйвера позволяет обеспечить степень защиты светильника IP не ниже 50, поскольку защищает от попадания пыли в электронное устройство светильника. Кроме того, при эксплуатации светильников осуществляется замена драйвера без снятия самого светильника, что существенно снижает трудозатраты на восстановление работы светильника.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, на который ссылается Заявитель, является недействующим.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к товару, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 22.04.2022 было подано 5 заявок, из которых одна заявка признана соответствующей Извещению. Данным участником закупки были предложены светильники товарного знака «Mobilux».

Кроме того, требованиям Извещения также соответствуют светильники LEDNIK LN11030144000 Office Lite, которые поставлены Заказчику по государственному контракту от 21.12.2020 № 0124200000620007345_131508.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком использованы дополнительные характеристики товара, не указанные в каталоге товаров, работ, услуг.

В соответствии с требованиями статьи 23 ФЗ «О контрактной системе», пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – правила формирования и ведения КТРУ), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

ФЗ «О контрактной системе» не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров (работ, услуг) к конкретному коду ОКПД2, к конкретной позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, конкретную позицию КТРУ как наиболее подходящие по объекту закупки.

В извещении о проведении о проведении электронного аукциона заказчиком указан код 27.40.39.113 - светильник светодиодный внутреннего освещения.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в описании объекта закупки установлены характеристик по коду ОКПД2 27.40.39.113. Позиция КТРУ, привязанная к коду ОКПД2 27.40.25.123, содержит ряд значений показателей, которые не соответствуют потребностям Заказчика, в связи с чем не применялась Заказчиком.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Правила использования КТРУ не устанавливают обязанности заказчика включать в описание объекта закупки обоснование использования дополнительных характеристик товара в случае неприменения соответствующей позиции КТРУ.

Таким образом, довод Заявителя не подтверждается.

Заявитель считает, что начальная (максимальная) цена контракта расчитана Заказчиком не в соответствии с рыночными ценами, что влечет за собой перерасход бюджетных средств.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем, Архангельское УФАС России не уполномочено на осуществление контроля в отношении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Эверест» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны