Решение №04-05/1319 см файл от 30 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 308мз-21

029/06/54.3-899/2021

Заказчик:

МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»

163001, Архангельская область, г. Архангельск, пр. Троицкий, 162

Е-mail: secretarmou23@gmail.com

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

Заявитель:

ООО "МонАрх"

163016, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Ленинградский, д.386, стр.3, оф.9

E-mail: monarchooo@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 августа 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Севастьяновой Ю.Г. (доверенность от 25.08.2021 № б/н), Земцовской М.Е. (доверенность от 25.08.2021 № б/н), Воробьева Р.Н. (доверенность от 25.08.2021 № б/н);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

23 августа 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "МонАрх" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт ограждения (извещение № 0324300109121000005).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.08.2021 № 223.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

10.08.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300109121000005 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт ограждения (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 764 913,20 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

1. По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации не указаны показатели нестоимостных критериев оценки заявок в соответствии с пунктом 27(2) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что нарушает часть 54.3 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе», одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 указанной статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) указанных Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Предметом закупки является капитальный ремонт ограждения, в связи с чем оценка по нестоимостным критериям (показателям) осуществляется в порядке, указанном в пункте 27(2) Правил.

Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Частью 39 раздела I «Общие положения» конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, показатели в отношении нестоимостных критериев оценки, их значимость и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 2 части 39 раздела I «Общие положения» конкурсной документации определено, что нестоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Также в соответствии с пунктом 2 части 39 раздела I «Общие положения» конкурсной документации «показателем, раскрывающим содержание критерия оценки установлен показатель «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Значимость показателя: 100%

Коэффициент значимости показателя: 1.

Для оценки заявки участника закупки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» «Наличие положительного опыта выполнения аналогичных договоров (контрактов)».

Аналогичными предмету закупки будут считаться успешно исполненные договоры (контракты): на выполнение работ по установке/капитальному ремонту ограждений и/или проведение ремонтно-отделочных и/или общестроительных работ и/или проведение работ по благоустройству с ценой каждого договора не менее 65% от начальной (максимальной) цены закупки в период с 01.01.2018 до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок

Учитывается предоставление в составе заявки следующих копий подтверждающих документов:

- копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) по предмету, аналогичному предмету конкурентной закупки в полном объеме и со всеми приложениями;

- копии актов выполненных работ (по форме КС-2) и/или справки о стоимости работ (КС-3) и/или акта (актов) приемки выполненных работ по предмету, аналогичному предмету конкурентной закупки;

При оценке в расчет не будут приниматься договоры (контракты) с выявленными нарушениями их исполнения, а также копии договоров (контрактов) представленные не в полном объеме.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Оценка происходит по суммарному количеству исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема».

Соответственно, указанный в конкурсной документации показатель по нестоимостному критерию полностью соответствует Правилам.

Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушена часть 68 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе», а именно: неправильно выбран конкурентный способ определения поставщиков, так как ограждение не является объектом капитального строительства (согласно письму Минфина России от 04.10.2019 №02-05-11/7651) и, соответственно, определение подрядчиков по капитальному ремонту ограждения может осуществляться только через электронный аукцион.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что открытый конкурс в электронной форме объявлен на капитальный ремонт существующего частично уничтоженного ограждения, пришедшего в аварийное состояние. Конкурсная документация содержит проект, локально-сметный расчет (далее - ЛСР), в которых отражены работы по капитальному ремонту ограждения.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе» заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований указанного Федерального закона…

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень).

Данный Перечень не содержит работы по капитальному ремонту ограждения.

В соответствии с частью 68 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей:

1) информация, предусмотренная пунктами 4 - 6 части 3 статьи 54.2 указанного Федерального закона, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации не указывается;

2) критерий, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона, не устанавливается…

Соответственно, часть 68 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» отмечает особенности проведения открытого конкурса в электронной форме в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

Согласно письму Минфина России от 04.10.2019 №02-05-11/7651, приложенному Заявителем к жалобе, «отражение расходов на создание (строительство) некапитальных строений, сооружений, в том числе малых архитектурных форм, включая ограждения (заборы), клумбы, скамейки и т.п., по виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» противоречит требованиям Порядка №65н и Порядка №132н».

Данное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, то есть не обязательно для применения при размещении заказов в соответствии с ФЗ «О контрактной системе».

Согласно части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Гр РФ) «объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».

Объекты капитального строительства имеют основные признаки: прочная связь с землей, заглубленный фундамент, невозможность их переместить без нанесения несоразмерного ущерба назначению.

Согласно ЛСР при выполнении работ подрядчиком должна быть выполнена работа по разборке железобетонного фундамента. В проекте на капитальный ремонт ограждения МБОУ СШ № 23 по адресу: г. Архангельск, проспект Троицкий, д.162» указано, что ограждение имеет бетонный фундамент.

Соответственно, ремонтируемое ограждение является объектом капитального строительства.

Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.

По результатам внеплановой проверки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).

В соответствии с пунктом 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)…

Согласно пункту 7.8 раздела 7 «Ответственность сторон» проекта контракта установлено: «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в соответствии с Правилами в виде фиксированной суммы в размере:

1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)».

Пунктом 11 Правил определения размера штрафа определено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В пункте 12 Правил определения размера штрафа указано, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Следовательно, исходя из вышеуказанных положений статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» и пунктов 11, 12 Правил, указанные пункты Правил фактически ограничивают предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта штрафов (а не неустойки в виде штрафов и пеней) ценой контракта.

Однако в пунктах 7.9 и 7.10 проекта контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком и Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Следовательно, положения пунктов 7.8, 7.9 и 7.10 проекта контракта противоречат Правилам и ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "МонАрх" необоснованной.

2. Признать Заказчика - МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина», нарушившим части 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны