Решение №04-05/4487/23 см. файл от 21 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 280оз-23

029/06/33-801/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич»

163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1

E-mail: pokatilova.nv@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Строймост"

191002, г. Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, д. 7

E-mail: stroimostmed@gmail.com,

stroimostmed@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

21 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Белозеровой Н.В. (доверенность от 16.05.2023 № 3803), Дитятевой О.П. (доверенность от 09.01.2023 № 1);

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 02.06.2023 № 86-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

15 августа 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Строймост" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для стерилизации (извещение № 0124200000623005362).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.08.2023.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.08.2023 № 314-05-535.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

07.08.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623005362 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для стерилизации (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 713 809,30 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

10.08.2023 Заказчик внес изменения в Извещение.

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что составленное Заказчиком описание объекта закупки, размещенное в составе Извещения и являющееся его неотъемлемой частью, содержит спорные характеристики товаров по позициям 11 и 12, которые приводят к ограничению конкуренции, так как соответствуют продукции единственного производителя ООО «НПФ Винар». Кроме того, объединение в один лот продукции разных производителей также приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно Извещению объектом закупки является поставка расходного материала для стерилизации, в том числе по позиции 11 – Индикатор химический/физический для контроля стерилизации, и по позиции 12 – Индикатор химический/физический для контроля (для обеих позиций поставки товара код КТРУ 32.50.50.190-00000915). Данная позиция КТРУ не содержит ни обязательных, ни дополнительных характеристик товара.

Заказчик в документе «Описание объекта закупки от 10.08.2023», являющемся неотъемлемой частью Извещения (далее – Описание объекта закупки), указал следующее:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Ед.

изм

Кол-во

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

 

         

11

Индикатор химический/физический для контроля стерилизации

Индикатор химический/физический

соответствие

 

шт

10

комплектация

Набор реагентов и связанных с ними материалов

 

назначение

Контроль качества предстерилизационной очистки

 

Чувствительность теста

0,1

мкг частиц крови

Время теста

Не более 30

секунд

В комплект поставки входят: Готовый к применению раствор индикатора в пластмассовой пробирке:

Объем

Количество

не менее 1,5

не менее 10

мл

шт

12

Индикатор химический/физический для контроля

Индикатор химический/физический

соответствие

 

шт

100

назначение

Определение эффективности очистки стерилизуемых изделий от остатков протеинов крови

 

комплектация

Набор реагентов и связанных с ними материалов

 

Чувствительность теста

1

мкг протеиновых частиц

Длительность теста

Не более 10

минут

   

В комплект поставки входят: пластиковые ампулы с готовой к использованию индикаторной жидкостью, объем , количество

не менее 1,5

не менее 10

мл

шт

   
 

         

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2022 №24-03-08/4090).

Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).

Следовательно, Заказчик правомерно установил характеристики товара.

Согласно письменным пояснениям Заказчика Описанию объекта закупки подходят как минимум 2 производителя индикаторов химических/физических для контроля стерилизации: ООО «НПФ «ВИНАР» и ООО «Мегатехника».

Исходя из содержания инструкций по применению, индикаторы указанных производителей имеют требуемые Заказчику характеристики, а именно:

1) товар по позиции № 11:

  • Назначение: индикатор предназначен для контроля качества предстерилизационной очистки медицинских изделий в лечебно-профилактических учреждениях, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станциях путем обнаружения следов крови;
  • Чувствительность теста: 0,1 мкг по гемоглобину;
  • Время теста: 30 с;
  • В комплект поставки входят: готовый к применению раствор индикатора в пластмассовой пробирке: объем - 1,5 мл, количество – 10 шт у ООО «НПФ «ВИНАР» и от 1 до 50 шт у ООО «Мегатехника»,

2) товар по позиции № 12:

  • Назначение: определение эффективности очистки стерилизуемых изделий от остатков протеинов крови (обнаружение наличия белковых загрязнений медицинских изделий);
  • Длительность теста: 10 мин;
  • В комплект поставки входят: пластиковые ампулы с готовой к использованию индикаторной жидкостью, объем 1,5 мл, количество – 10 шт у ООО «НПФ «ВИНАР» и от 1 до 50 шт у ООО «Мегатехника».

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в Описание объекта закупки спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил характеристики к товару исходя из своей потребности, из назначения такого товара.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям мзвещения об осуществлении закупки и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении характеристик фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 15.08.2023 было подано 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям Извещения.

Кроме того, Описанию объекта закупки соответствуют не менее двух производителей закупаемого товара, следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России не усматривает ограничения количества участников.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями, не нарушая требований законодательства о контрактной системе, и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. По мнению Заявителя Заказчик ограничивает круг участников закупки тем, что по позиции 10 «Индикатор химический/физический для контроля стерилизации» Описания объекта закупки необоснованно указывает плёночную основу индикатора в то время, как «ГОСТ ISO 11140-1-2011. Межгосударственный стандарт. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1278-ст) не содержит понятия «основа» индикатора и не конкретизирует материал её изготовления, а большинство индикаторов изготавливаются на бумажной основе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик в Описании объекта закупки по позиции 10 указал следующее:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Ед.

изм

Кол-во

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

 

         

10

Индикатор химический/физический для контроля стерилизации

Индикатор химический/физический

соответствие

 

шт

200000

назначение

Контроль стерилизации

 

Тип индикатора

химический

 

Класс 4**

соответствие

 

Контролируемый режим

стерилизации:

При 121° - 20 мин.

При 134° - 5 мин.

соответствие

 

Размещение индикатора

внутри и снаружи упаковок

 

форма

прямоугольная

 

Основа индикатора

плёночная

 

Обратная сторона

Липкий слой

 
 

         

**В соответствии с классификацией по ГОСТ ISO 11140-1-2011.

Заказчик по данной позиции товара применил код КТРУ 32.50.50.190-00000915, который не содержит ни обязательных, ни дополнительных характеристик товара. Следовательно, Заказчик правомерно установил необходимые ему характеристики товара.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что довод Заявителя о том, что ГОСТ ISO 11140-1-2011 не конкретизирует материал изготовления подложки (носителя, основы индикатора) не рассматривается, поскольку Извещение не содержит требований о соответствии характеристик товара по позиции 10 данному ГОСТ (за исключением соответствия класса данного индикатора классификации по ГОСТ ISO 11140-1-2011).

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям Заказчика, основа нанесения индикатора в виде пленки необходима для исключения её деформации после использования индикатора при стерилизации.

Кроме того, Описанию объекта закупки подходят индикаторы химических/физических для контроля стерилизации как минимум двух производителей, а именно:

1. ООО «Мегатехника», в пункте 5.3 инструкции по применению которого указано, что индикаторы представляют собой бумажный или полимерный носитель на клеевом основании с защитной подложкой или без них;

2. ООО «НПФ «ВИНАР», в инструкции по применению которого указано, что на лицевой поверхности индикатора нанесено прозрачное защитное паропроницаемое водоотталкивающее полимерное пленочное покрытие. С индикатора снимается половина защитной бумаги с липкого слоя... При этом все использованные индикаторы после снятия защитной бумаги с липкого слоя рекомендуется подклеивать в журнал учёта стерилизации (форма 257/у).

Заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Включение в Описание объекта закупки спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой, не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к товару исходя из своей потребности, из назначения такого товара и при этом смог соблюсти условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Строймост" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны