Решение №04-05/11058 решение 102оз-21 от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 102оз-21

029/06/64-358/2021

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области ''Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич''

163001, г. Архангельск, ул. Суворова,1

E-mail: otdzak@list.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Медико-Производственная Компания «Елец»

399770, Липецкая обл., г. Елец, пер. Кирпичный д. 27

E-mail: mpk-marketing@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Белозеровой Н.В. (доверенность от 06.04.2021 №3196), Брауна Д.С. (доверенность №3204 от 06.04.2021), Кучина П.М. (доверенность от 06.04.2021 №3105);

Уполномоченного органа: Молодцовой М.С. (доверенность от 13.10.2020 № 59-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

31 марта 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Медико-Производственная Компания «Елец» (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области ''Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич'' (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (извещение №0124200000621001355).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.04.2021 №3203.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.04.2021 №314-05-317.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

19.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000621001355 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходного материала (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 540 387,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

29.03.2021 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе», в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Объектом закупки является поставка расходного материала (информация с официального сайта ЕИС).

Согласно извещению и разделу II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе необходимо поставить:

«…

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ

Код позиции

Шприц инсулиновый/неубираемая игла

32.50.13.110-03210

Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный

32.50.13.110-00005193

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004568

Шприц для промывания сосудистого катетера

32.50.13.110-01369

…»

  1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно включены в один лот шприцы общего назначения и щприцы для промывания сосудистого катетера.

а) Заявитель ссылается на то, что при включении в объект закупки шприцев для промывания сосудистого катетера, предварительно заполненных солевым раствором Заказчиком не предоставляется возможность поставки в отдельности препарата с устройством введения, что нарушает Постановление Правительства РФ "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 15.11.2017 №1380 (далее – Постановление № 1380).

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 08.02.2017 № 145 (далее – Постановление № 145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Постановления № 145 установлено, что под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Относительно возможности поставки в отдельности препарата с устройством введения Комиссия Архангельского УФАС России сообщает следующее.

Постановлением № 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По данным закупке Заказчиком приобретаются медицинские изделия, а не медицинский препарат, в связи с чем, требования Постановления № 1380 не применимо.

Следовательно, довод Заявителя является необоснованным.

б) Заявитель указал, что щприцы для промывания сосудистого катетера не являются инъекторными и не попадают под действия Постановления Правительства "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление №102), следовательно, неправомерно объединены с шприцами общего назначения, которые попадают под действие указанного Постановления.

Согласно пункту 10 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, в том числе, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона;

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящий из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Постановления № 102 установлено, что утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1).

Пунктом 2.2 Постановления № 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него.

Согласно информации, представленной в Перечне № 1 Постановления № 102 в код 32.50.13.110 включены следующие виды медицинских изделий: «иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них».

В соответствии со сведениями ОКПД2 шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты имеют код 23.50.13.110.

В объяснениях от 05.02.2021 №44 Заказчик указал, что шприцы общего назначения и щприцы для промывания сосудистого катетера являются схожими по функциональным возможностям и являются инъекторными.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что позиции всех пунктов таблицы раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» имеют код ОКПД2 32.50.13.110, в связи с чем, на данные пункты распространяется действие Перечня № 1 Постановления № 102.

Следовательно, шприцы общего назначения и щприцы для промывания сосудистого катетера можно приобрести одним лотом, поэтому довод Заявителя является необоснованным.

в) Заявитель указал, что щприцы для промывания сосудистого катетера производятся только 1 конманией (Бектон Дикинсон Б.В., США), следовательно, закупку указанного товара необходимопроизводить отдельным лотом.

Исходя из норм ФЗ «О контрактной системе», Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.

Заявителем в материалы дела предоставлено письмо от 28.05.2020 №41, направленное в адрес представительства компании «Бектон Дикинсон» с просьбой осуществить отгрузку щприцев для промывания сосудистого катетера. Ответ на указанный запрос в материалах дела не имеется. Доказательств того, что существует ограничения в закупке и поставке требуемых Заказчиком шприцов Заявителем не представлено.

Следовательно, Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не предъявлено. Заявителем представителя на заседании комиссии не направлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. По мнению Заявителя, закупка товара обладающего дополнительными свойствами (позиции 1, 4, 5, 6, 9, 10 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе характеристики «Механизм предотвращающим повторное использование» и «Механизм запирающий иглу») вместе с товаром, не обладающим дополнительными характеристиками, является нарушением ФЗ «О контрактной системе».

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит требования к товарам, в том числе дополнительные характеристики:

по позиции 4 «Шприц общего назначения» - «Механизм запирающий иглу»;

по позиции 5 «Шприц общего назначения» - «Механизм запирающий иглу»;

по позиции 6 «Шприц общего назначения» - «Механизм предотвращающим повторное использование»;

по позиции 9 «Шприц общего назначения» - «Механизм запирающий иглу»;

по позиции 10 «Шприц общего назначения» - «Механизм предотвращающим повторное использование».

Пунктом 6 правил использования КТРУ, утверждённых Постановлением № 145 (далее – Правила) установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в таблице части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, содержащей описание товара, необходимого для поставки, присутствует столбец «Обоснование указано для сведения» в котором установлено, что:

характеристика «Механизм запирающий иглу» используется для «исключения возможности случайной травмы, для минимизации риска случайного укола, заражения специалистов и облегчения утилизации изделия медицинского назначения»;

характеристика «Механизм предотвращающим повторное использование» используется для «исключения возможности случайной травмы, для минимизации риска случайного укола, заражения специалистов и облегчения утилизации изделия медицинского назначения».

Следовательно, Заказчиком в документации об аукционе надлежащим образом установлено обоснование дополнительных характеристик.

Заявитель в жалобе указал, что дополнительные характеристики («Механизм запирающий иглу», «Механизм предотвращающим повторное использование») должны отображаться в отдельном регистрационном удостоверении.

Пунктом 56 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:

«…

а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);

б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;

в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

д) место производства медицинского изделия;

е) номер регистрационного досье;

ж) утратил силу;

з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;

и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности…».

Следовательно, в регистрационном удостоверении дополнительные характеристики могут не отображаться.

ФЗ «О контрактной системе» не установлен запрет на объединение в один лот товаров, имеющих дополнительные характеристики, и товаров без дополнительных характеристик.

Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Медико-Производственная Компания «Елец» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии О.С. Малышева

Е.Н. Кузнецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны