Решение №04-05/3632/23 см. файл от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 217оз-23

029/06/32-627/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница»

163045 г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 292

E-mail: info@aokb.ru, BrosalinaEG@aokb.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Узалукова Мария Александровна

E-mail: uzalukov@mail.ru,

muzalukova@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

06 июля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Марковой Н.А. (доверенность от 05.07.2023); Фомичевой А.В. (доверенность от 05.07.2023), Евсевьевой Д.С. (доверенность от 05.07.2023);

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 02.05.2023 № 83-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

30 июня 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Узалуковой Марии Александровны (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре (извещение № 0124200000623003985).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.07.2023 № 1-03/4577.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 04.07.2023 № 314-05-409.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

08.06.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623003985 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 369 294 720,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

19.06.2023 внесены изменения в извещение (далее – Изменения).

Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг, нарушающий требования пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, что создает ограничение конкуренции между участниками закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с указанным Федеральным законом.

Пунктом «4» части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно части 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.

В части 9 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» указано, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 указанной статьи и в соответствии с частью 8 указанной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования данной части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено «Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Положение), в котором установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе», согласно приложению № 1.

Подпунктом «в» пункта 24 данного Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки – наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Согласно пункту 25 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 указанного Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии со статьей 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 указанного Положения:

«а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" указанного пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" данного пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 данного Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Указанные выше документы должны быть представлены в заявке участника закупки в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов».

В соответствии с Извещением объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре.

Файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах», являющийся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке. В пункте 2.1.1 данной таблицы по детализирующему показателю «Характеристика квалификации участников закупки № 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров)» показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги» установлено следующее:

«Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя.

К оценке принимается исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по организации питания для медицинских организаций, включающие приготовление и раздачу готового питания пациентам.

Участник закупки представляет в качестве подтверждения наличия у него опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, следующие документы:

1) Исполненный договор (договоры);

2) Акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные выше документы должны быть представлены в заявке участника закупки в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов».

При этом, Заказчиком по данному показателю к оценке принимается контракты (договоры), где предметом является оказание услуг по организации питания (включая приготовление и раздачу готового питания пациентам) лишь в медицинских организациях, что не предусматривает предоставление по данному показателю для оценки контракты (договоры) с иными организациями.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили следующее.

Лечебное питание в медицинских организациях является частью лечебного процесса и имеет лечебные цели. В связи с этим, лечебное питание - это самостоятельный вид услуг, оказываемых пациентам, госпитализированным в медицинские организации, к которому предъявляются отдельные строгие правила, и он не может быть объединен или сопоставлен с другими видами услуг по организации общественного питания.

Рассмотрев материалы дела, Комиссии Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях указанного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена номенклатура медицинских организаций.

Согласно вышеуказанной номенклатуре медицинские организации по виду медицинской деятельности делятся на:

1. лечебно-профилактические медицинские организации (в том числе поликлиники, дома ребенка, санаторно-курортные организации);

2. медицинские организации особого типа (в том числе: центры, бюро, лаборатории);

3. медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в том числе: центры гигиены и эпидемиологии; противочумный центр; дезинфекционный центр (станция)).

Учитывая предмет закупки, предусматривающий оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре, и то, что к оценке опыта участника закупки принимаются контракты (договоры) на оказание услуг по организации питания для медицинских организаций, включающие приготовление и раздачу готового питания пациентам, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае понятия «организация лечебного питания» и «организация питания в медицинских организациях» не являются тождественными.

Вместе с тем, указав в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, требование о том, что к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации питания для медицинских организаций, включающие приготовление и раздачу готового питания пациентам, Заказчик и Уполномоченный орган установили тем самым условие о подтверждении наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) с определенной инфраструктурной принадлежностью.

Столь узкий показатель нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам закупки, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт оказания услуг в медицинских организациях, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Следовательно, порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги» установлен Заказчиком, Уполномоченным органом не в соответствии с подпунктом «д» пункта 28 Положения.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 4 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Узалуковой Марии Александровны обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница», уполномоченный орган – Контрактное агентство Архангельской области, нарушившими пункт 4 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии, созданной Уполномоченным органом, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер», предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО «Континент-Агро» (дело № 215оз-23 (029/06/32-626/2023)).

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны