Решение №04-03/5198/23 см. файл от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 21РНП-2023

029/10/5-922/2023

Заказчик:

ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал

163000, г. Архангельск,

ул. Карла Либкнехта, д. 34

E-mail: mail@ark.rosmorport.ru

Оператор электронной площадки:

Акционерное общество "ТЭК-ТОРГ"

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок,

д. 5, стр. 2, 5-й этаж

E-mail: help@tektorg.ru

Участник закупки:

Индивидуальный предприниматель Чеченев Сергей Николаевич

E-mail: KOK030132@MAIL.RU, ooosard29@gmail.com

       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29 сентября 2023 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель

-

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления;

Член комиссии

-

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Член комиссии

 

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках») и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Клепиковой И.В. (доверенность от 20.12.2021).

Участника закупки: Чеченева С.Н. (паспорт).

УСТАНОВИЛА:

21 сентября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал (далее – Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Чеченеве Сергее Николаевиче (ИНН 343803170619) (далее – Участник) в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32312652810), на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта уклонился от заключения договора.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассмотрела обращение о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Чеченеве Сергее Николаевиче в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Росморпорт», утвержденное приказом ФГУП «Росморпорт» от 19.07.2023 № 279 (далее – Положение о закупке). ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал осуществляет закупочную деятельность в соответствии с указанным положением.

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

08.08.2023 ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) разместил извещение № 32312652810 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и документацию о закупке на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 1 804 320,00 руб.

В соответствии с протоколом заседания комиссии № АРХ-69-2023 по подведению итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 16.08.2023 на участие в электронном запросе котировок было подано 4 заявки. Все заявки признаны соответствующим требованиям извещения. Победителем запроса котировок в электронной форме признан Индивидуальный предприниматель Чеченев Сергей Николаевич, предложивший цену договора 1 439 988,00 руб.

Указанный протокол размещен на сайте ЕИС 16.08.2023.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2 ФЗ «О закупках» договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола.

Разделом 79 Положения о закупках предусмотрен порядок заключения договора по результатам закупки, а именно:

«79.4 Порядок, сроки направления победителю закупки проекта договора (участнику, с которым заключается договор) указываются в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок). Заключение договора осуществляется в порядке, установленном в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок), где может быть предусмотрено заключение договора в простой письменной форме, с использованием программно-аппаратных средств ЭП, в случае заключения договора по результатам конкурентной закупки с участием МСП, или в иных случаях, при наличии технической возможности. В случае, если договор заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭП, он должен быть подписан электронной подписью уполномоченных лиц сторон.

79.5 Победитель закупки в течение 3 дней с даты получения от заказчика проекта договора (если иной срок не указаны в документации о закупке) направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора в нужном количестве экземпляров.

79.6 Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки».

Разделом 3.9 «Заключение договора по результатам Запроса котировок» документации о закупке установлено следующее:

«3.9.1. Заключение договора по результатам Запроса котировок осуществляется в соответствии с требованиями раздела 79 Положения о закупке.

3.9.2. Договор по результатам Запроса котировок заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

В случае необходимости согласования заключения договора собственником имущества заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты получения заказчиком такого согласия или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Договор по результатам Закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств сайта оператора ЭП и подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника.

Подписание Договора по результатам Закупки осуществляется с учетом требований ч.28 ст.3.4 Федерального закона №223-ФЗ.

Заказчик в срок, позволяющий обеспечить заключение договора в сроки, указанные выше в данном пункте Извещения, публикует на сайте оператора ЭП заполненный проект Договора.

Победитель в течение 3 (Трёх) дней с даты опубликования на сайте оператора ЭП Заказчиком проекта договора подписывает его со своей стороны с использованием программно-аппаратных средств сайта оператора ЭП.

3.9.3. Договор по результатам Запроса котировок заключается на условиях, которые предусмотрены Извещением и заявкой участника Запроса котировок, с которым заключается договор.

3.9.4. В случае если победитель Запроса котировок не обеспечил со своей стороны подписание договора в сроки, предусмотренные п. 3.9.2. раздела 1 Извещения, а также не представил обеспечение исполнения договора (если Извещением предусмотрено требование обеспечения исполнения договора), такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.

3.9.5. В случае, если победитель Запроса котировок (участник, заявке которого присвоен второй порядковый номер) признан уклонившимся от заключения договора, то Заказчик вправе направить участнику, которому присвоен второй (третий) номер, протокол в который занесены сведения об участнике, которому присвоен второй (третий) номер, с приложением проекта договора, который составляется путем включения в проект договора, приложенный к Извещению, условий договора, сведения о которых содержатся в заявке участника, которому присвоен второй (третий) порядковый номер.

Участник, которому присвоен второй (третий) порядковый номер, не вправе отказаться от заключения договора, направленного ему в случае, установленном выше».

В пункте 22 документации о закупке указано, что обеспечение исполнения договора не установлено.

16.08.2023 Заказчиком на электронной площадке размещен проект договора со сроком подписания с 16.08.2023 по 21.08.2023.

В установленный срок – до 21.08.2023 Участником договор не подписан.

23.08.2023 Заказчик направил Участнику письмо № 28-281/2023 от 23.08.2023, в котором сообщил о необходимости подписать проект договора в срок до 25.08.2023.

25.08.2023 Заказчиком было сформировано извещение о признании участника уклонившимся от заключения договора в связи с тем, что «в нарушение п. 3.9.2. раздела 1 Извещения и п. 79.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Росморпорт» ИП Чеченев С.Н. не обеспечил в течение 3 (трёх) дней с даты опубликования на сайте оператора электронной площадки Заказчиком подписание проекта договора со своей стороны с использованием программно-аппаратных средств сайта оператора электронной площадки.

На основании п. 3.9.4. раздела 1 Извещения и п. 79.13 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Росморпорт» ИП Чеченев С.Н. признается уклонившимся от заключения договора».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России Участник пояснил, что не подписал договор в связи с тем, что нанятый им сотрудник 23.08.2023 заболел и оформил больничный. Так как приступить к оказанию услуг по договору нужно было с 01.09.2023, а найти другого сотрудника в короткие сроки Участник не смог, ИП Чеченев С.Н. решил отказаться от заключения договора.

Частью 3 статьи 5 ФЗ «О закупках» определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.

Информация, предусмотренная пунктом 2 Правил, направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России – 21.09.2023.

На основании части 2 статьи 5 ФЗ «О закупках» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения договора с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения договора, связанных с эффективным использованием средств Заказчика и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.

С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Индивидуального предпринимателя Чеченева Сергея Николаевича недобросовестным исполнителем, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.

Для рассмотрения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России дела о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Чеченеве Сергее Николаевиче в реестр недобросовестных поставщиков, Участник представил копии срочного трудового договора от 20.08.2023 № 140, заключенного с сотрудником, и направления от 23.08.2023 данного сотрудника на консультацию ко врачу. При вынесении решения Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что представленные документы не свидетельствуют о том, что у Участника были основания не подписывать договор в связи с тем, что он не сможет его исполнить, так как дата окончания оказания услуг по договору - 31 августа 2024 года.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Участника каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект договора в Архангельское УФАС России не представлено.

Уклонение от заключения договора может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489).

Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию собственных средств Заказчика, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия Индивидуального предпринимателя Чеченева Сергея Николаевича можно квалифицировать как недобросовестное поведение при заключении договора, выразившееся в уклонении от заключения договора.

Таким образом, сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Чеченева Сергея Николаевича подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 5 ФЗ «О закупках», Правилами ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 2.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.03.2023 № 164/13, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,

ЗАКЛЮЧИЛА:

1. Направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Заказчиком – ФГУП «Росморпорт» Архангельский филиал, в отношении Индивидуального предпринимателя Чеченева Сергея Николаевича (ИНН 343803170619) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи в связи с уклонением от заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта (извещение № 32312652810).

2. Датой включения сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Чеченева Сергея Николаевича в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Соответствующий пункт Приказа Федеральной антимонопольной службы может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Председатель комиссии

 

О.С. Малышева

Члены комиссии

 

С.Н. Вижевцева

   

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны