Решение №04-03/1429/22 См.файл от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-213

029/06/104-1147/2022

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи»

164507, Архангельская область,

г. Северодвинск, ул. Лесная, 59

E-mail: smp@sev29.ru, pao@sev29.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «ПРАЙМ-СЕРВИС»

163002, г. Архангельск, пр. Новгородский д.27, оф.406

E-mail: prime.service@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Михайловой И.В. (доверенность от 07.07.2022 №868.1);

Участника закупки: Вязьмина В.В. (доверенность от 27.12.2022).

УСТАНОВИЛА:

26 декабря 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи» (далее – Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «ПРАЙМ-СЕРВИС» (далее – ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС», Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник электронного аукциона – ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС», уклонился от заключения контракта на оказание услуг по стирке (обработке) белья (извещение №0124200000622007326).

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта уклонения от заключения контракта с учетом следующего.

25.11.2022 Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622007326 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по стирке (обработке) белья (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 220 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0124200000622007326 от 08.12.2022 победителем был признан участник закупки ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС», предложивший цену контракта 119 900,00 рублей, что является снижением более двадцати пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0124200000622007326 размещен на официальном сайте 08.12.2022.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 указанного Федерального закона.

09.12.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы без подписи Заказчика размещен проект контракта.

Дата направления оператором электронной площадки проекта контракта победителю аукциона – ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» – 09.12.2022.

В соответствии с частью 3 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 указанной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 указанного Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с указанным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 данной статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 указанного Федерального закона.

16.12.2022 ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» направлен протокол разногласий.

Пунктом 2 части 4 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 указанной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 указанной статьи.

19.12.2022 Заказчиком размещен на электронной площадке без подписи Заказчика доработанный проект контракта.

Согласно части 5 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 4 указанной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 указанной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 указанной статьи).

Заказчиком в разделе «Размер обеспечения исполнения контракта» Извещения установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 11 000,00 рублей.

В направленном Обществу проекте Контракта установлено, что обеспечение исполнения Контракта установлено в размере 10% начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 22 000,00 рублей.

В подпункте 1 пункта 3 электронного документа «Приложение к извещению об осуществлении закупки», размещенного в составе Извещения и являющегося неотъемлемой его частью, Заказчик закрепил следующее:

«1. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

В установленный срок (20.12.2022) ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» разместило на электронной площадке документы, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе», а именно: проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (независимая гарантия от 20.12.2022 №730194-БГ/22 на сумму 22 000,00 рублей).

21.12.2022 письмом №1655 Заказчик сообщил ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» об отказе в принятии независимой гарантии от 20.12.2022 №730194-БГ/22, выданной АКБ «Металлургический инвестиционный банк» в качестве обеспечения исполнения Контаркта на основании пункта 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе». По мнению Заказчика, срок действия независимой гарантии не соответствует требованиям статей 44 и 96 ФЗ «О контрактной системе».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что срок независимой гарантии должен быть определен, как сумма следующих сроков: срок оказания услуг (31.12.2023) + срок на направление документов о приемке оказанных услуг (10 рабочих дней) + срок приёмки оказанных услуг (10 рабочих дней) + срок оплаты оказанных услуг (10 рабочих дней) + 1 месяц. Таким образом, срок действия независимой гарантии должен быть до 14.03.2024.

Пунктом 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 указанной статьи.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.

Частью 7 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 указанной статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

26.12.2022 Заказчиком был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.12.2022 №ППУ20_1 по причине несоответствия срока действия независимой гарантии требованиям извещения, протокол размещен на официальном сайте в тот же день.

Согласно пункта 1 части 7 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик в порядке, установленном указанной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с указанным Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с указанным Федеральным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 указанной статьи признан уклонившимся от заключения контракта.

28.12.2022 Заказчиком направлен проект контракта следующему участнику аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель победителя электронного аукциона – ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» пояснил следующее.

20.12.2022 Обществом при подписании Контракта в обеспечение его исполнения, в соответствии с требованиям Извещения, была прикреплена независимая гарантия №730194-БГ/22 от 20.12.2022.

Срок действия независимой гарантии по 31.01.2024 года включительно, то есть по истечению 30 дней с момента окончания срока исполнения ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» обязательств предусмотренных контрактом.

21.12.2022 от представителя Заказчика поступила информация, согласно которой Заказчик не принимал в качестве обеспечения данную независимую гарантию, в связи с нарушением требований статей 44 и 96 ФЗ «О контрактной системе» о сроке банковской гарантии, в соответствии с которым срок названной гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств.

21.12.2022 с целью избежания разногласий относительно банковской гарантии ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» направила в адрес Заказчика письмо, в котором сообщило следующее: «Настоящим выражаем готовность заключить Контракт и в качестве обеспечения просим учесть внесение денежных средств на расчетный счет Заказчика». Обществом к письму было приложено платежное поручение № 10 от 21.10.2022 с назначением платежа: «Обеспечение исполнения контракта 0982200 ЭА на оказание услуг по стирке белья Л/с 20246У70610 НДС не облагается».

Помимо этого, обществом предпринимались меры направленные на изменение условий независимой гарантии, о чем ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» уведомило Заказчика, путем направления письма от 23.12.2022, в котором содержалась следующая информация:

«... в адрес банка, выдавшего независимую гарантию, которая оспаривается Заказчиком, направлен запрос на корректировку указанных вами замечаний. Запрос находится на рассмотрении банка, принимаем меры для ускорения ответа. Просим дождаться решения банка. Выражаем готовность заключить и исполнять Государственный контракт на оказание услуг по стирке белья.

Также повторно уведомляем, что Заказчик может использовать в качестве обеспечения направленные ранее в его адрес денежные средства».

Из ответов представленного брокером следует, что ПАО АКБ «Металлургический инвестиционный банк» и «Абсолют банк» отказали во внесении изменений в текст независимой гарантии в части корректировки сроков, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, выданной 20.12.2022 № 730194-БГ/22, Принципал ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС», Бенефициар ГБУЗ АО «СССМП».

Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.

Частью 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 указанного Федерального закона.

Таким образом, ФЗ «О контрактной системе» предусмотрен институт независимой гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам.

При этом ФЗ «О контрактной системе» устанавливает обязательное условие независимой гарантии – превышение срока действия банковской гарантии над сроком исполнения обеспечиваемых обязательств по контракту минимум на один месяц.

Согласно пункту 1 статьи 314 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. Под исполнением обязательства понимается совершение должником действий, которые влекут удовлетворение потребностей кредитора посредством предоставления ему тех благ, в получении которых он заинтересован (передача вещи, выполнение работы, оказание услуги и т.п.).

Неисполнение должником обязательства в виде конкретной обязанности в установленный для нее срок является нарушением принципа надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ) и порождает обязательства, связанные с его неисполнением (уплата неустойки, возмещение убытков).

В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе независимой гарантией.

Согласно пункту 1 статьи 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Установление требования об обеспечении исполнения государственного (муниципального) контракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.

Обеспечение исполнения контракта призвано обеспечить обязательства контрагента, вытекающие из контракта, а также обязанности, связанные с нарушением условий контракта, и упростить процедуру удовлетворения за счет суммы обеспечения требований заказчика к контрагенту.

Соответственно, независимая гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а не заказчиком, поэтому в целях признания предоставленной исполнителем независимой гарантии надлежащей срок действия такой гарантии следует исчислять с предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств исполнителем, то есть в данном случае – с 31.12.2023.

В рассматриваемом случае предметом контракта является оказание услуг по стирке (обработке) белья.

Согласно пункту 1.4 электронного документа «Проект контракта», размещенного в составе Извещения и являющегося неотъемлемой его частью (далее – проект Контракта), установлен срок оказания услуг: с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Следовательно, срок окончания оказания услуг до 31.12.2023.

С учетом предмета контракта результатом услуг, удовлетворяющим потребность заказчика, должны стать оказание в полном объеме в соответствии с условиями контракта услуг по стирке (обработке) белья, а не дата оплаты услуг по Контракту, на чем настаивает Заказчик.

Таким образом, срок действия независимой гарантии, которая должна обеспечивать исполнение обязательств по контракту: срок окончания оказания услуг + один месяц, то есть – 31.01.2024.

В качестве обеспечения исполнения контракта ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» была предоставлена независимая гарантия со сроком действия по 31.01.2024.

Проанализировав независимую гарантию, представленную ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» в качестве обеспечения исполнения контракта, выданную ПАО АКБ «Металлургический инвестиционный банк» со сроком действия до 31.01.2024 Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что указанный срок действия независимой гарантии соответствует требованиям проекта Контракта и ФЗ «О контрактной системе».

Следовательно, комиссия, созданная Заказчиклм, неправомерно признала участника уклонившимся от заключения контракта, а протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.12.2022 №ППУ20_1 является незаконным и подлежит отмене.

Таким образом, комиссия, созданная Заказчиком, нарушила пункт 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

В связи с выявленными нарушениями ФЗ «О контрактной системе» у Заказчика, сведения в отношении участника закупки ООО «ПРАЙМ-СЕРВИС» не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Заказчиком – ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПРАЙМ-СЕРВИС» (г. Архангельск, пр. Новгородский д. 27, оф. 406, ИНН 2901297551), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей пункт 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер», выдать предписание о повторном направлении проекта контракта участнику электронного аукциона – Обществу с ограниченной ответственностью «ПРАЙМ-СЕРВИС».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны