Предупреждение №1231/23 Без аннотации от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

23п-2023

 

Управление имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

13 марта 2023 года                                                                                                                     г. Архангельск

 

По результатам рассмотрения материалов, поступивших из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, установлено, что администрация МО «Приводинское» и ООО «Районный водоканал» заключили соглашение № 4В о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области пос. Удимский от 01.06.2022, на основании которого обществу было передано следующее муниципальное имущество:

- Водонапорная башня (п. Удимский, ул. Овражная, д. 2а);

- Водопроводная сеть (п. Удимский);

- Артезианская скважина (п. Удимский, ул. Железнодорожная д, 10а);

- Погружной электронасос TF-120 (п. Удимский, ул. Железнодорожная д, 10а);

- Артезианская скважина (п. Удимский, ул. Набережная, д. 46);

- Погружной электронасос (п. Удимский, ул. Набережная, д. 43);

- Артезианская скважина № 1 (п. Удимский, ул. Речная, д. 43);

- Погружной электронасос ЭЦВ 6-6,5-85 (п. Удимский, ул. Речная, д. 43);

- Артезианская скважина (п. Удимский, ул. Речная, д. 43);

- Водовод (п. Удимский, ул. Советская);

- Артезианская скважина (п. Ерга, ул. Центральная, д. 15а);

- Погружной электронасос 3JNR-45/3 (п. Ерга, ул. Центральная, д. 15а).

Торги в данном случае не проводились.

 

Законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащим исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования соответствующими объектами ЖКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Как следует из части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно имеющимся материалам объекты водоснабжения, переданные ООО «Районный водоканал» по соглашению № 4В от 01.06.2022, входили в состав централизованной системы холодного водоснабжения МО «Приводинское».

Принимая во внимание, что переданное по соглашению № 4В от 01.06.2022 муниципальное имущество содержит объекты водоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых не может быть определен, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования соответствующим имуществом должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако, объекты водоснабжения были переданы ООО «Районный водоканал» по соглашению № 4В от 01.06.2022 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, при передаче администрацией МО «Приводинское» ООО «Районный водоканал» предназначенного для водоснабжения муниципального имущества по соглашению № 4В от 01.06.2022 требования действующего законодательства были нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора лица, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, предоставление муниципального имущества (объекты водоснабжения) без проведения торгов ООО «Районный водоканал» ограничило возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг.

Причины, по которым рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «Районный водоканал» (в том числе временно, в целях организации водоснабжения на территории муниципального образования), не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Таким образом, предоставление без проведения торгов ООО «Районный водоканал» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения, на условиях соглашения № 4В о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области пос. Удимский от 01.06.2022 свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что 27.04.2022 принят Закон Архангельской области № 554-34-ОЗ «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» (далее − Закон Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ днем создания Котласского муниципального округа является 1 июня 2022 года.

Частью 2 статьи 4 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ установлено, что Котрасский муниципальный район Архангельской области и входящие в его состав городские и сельское поселения Архангельской области утрачивают статус муниципальных образований со дня, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

В связи с вышеназванным обстоятельством в настоящее время администрация МО «Приводинское» находится в стадии ликвидации.

При этом, как следует из части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ, Котласский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Котласского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления Котласского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Котласского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами (часть 2 статьи 5 Закона Архангельской области
от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ переходный период преобразования муниципальных образований установлен со дня создания Котласского муниципального округа до 1 января 2023 года.

В связи с преобразованием муниципальных образований на территории Котласского муниципального района Архангельской области полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Котласского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городских и сельского поселений Архангельской области прекратились с 1 января 2023 года (часть 4 статьи 7 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Между Управлением имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области и ООО «Районный водоканал» заключено дополнительное соглашение № 1 от 01.02.2023 к соглашению о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области пос. Удимский от 01.06.2022 № 4В, согласно которому стороной данного соглашения было указано Управление имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области.

Согласно Положению об Управлении имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, утвержденному решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 09.12.2022 № 42, данное управление от лица муниципального образования осуществляет права и обязанности собственника муниципального имущества.

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

Управление имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области о необходимости в срок до 09 октября 2023 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: осуществить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения, предоставленного ООО «Районный водоканал» на условиях соглашения № 4В о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области пос. Удимский от 01.06.2022.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

<...>

 

<...>


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны