Решение №04-03/2930 см. файл от 16 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-135

029/06/104-726/2022

Заказчик:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска

164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Индустриальная, д. 57а

E-mail: jkhcom@adm.severodvinsk.ru

Уполномоченный орган:

Администрация муниципального образования «Северодвинск»

164501, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7

E-mail: auction_urz@adm.severodvinsk.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕХНИКА»

150044, г. Ярославль, ул. Промышленная, д. 1, стр. 6, офис 315/1

E-mail: servis-tehnika@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

16 августа 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика, Уполномоченного органа: Лопатиной Е.А. (доверенность от 27.12.2021);

Участника закупки: Романюк М.В. (доверенность от 24.05.2022), Шараповой Е.С. (доверенность от 01.08.2022).

УСТАНОВИЛА:

09 августа 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение Уполномоченного органа – Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска (далее – Уполномоченный орган) о включении сведений об ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Уполномоченного органа, муниципальный контракт от 18.01.2022 № 399-21-КЖКХ на поставку экскаватора-погрузчика (извещение № 0124300012721000399), заключенный Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска (далее – Заказчик) с ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА», расторгнут, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

17.12.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение № 0124300012721000399 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку экскаватора-погрузчика (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 4 516 666,67 рублей.

29.12.2021 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА», предложивший цену контракта 3 364 916,40 рублей.

18.01.2022 между Заказчиком и ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» (далее – Поставщик, Общество) заключен муниципальный контракт № 399-21-КЖКХ (далее – Контракт) на поставку экскаватора-погрузчика.

В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Поставщик обязан осуществить передачу товара Заказчику в течение 45 (сорока пяти) дней с даты заключения Контракта, т.е. не позднее 04.03.2022.

05.03.2022 Заказчик направил Поставщику письмо № 03-01-16/1261 от 05.03.2022, в котором просит дать пояснения о причинах несвоевременного исполнения Контракта и указать срок поставки товара.

10.03.2022 ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» в письме Заказчику № 10/03-01 от 10.03.2022 пояснило причины просрочки поставки товара по Контракту и сообщило о том, что навесное оборудование изготовлено и готово к монтажу, но базовое шасси с Завода пока не получено.

Письмом № 17/03-01 от 17.03.2022 Поставщик сообщает Заказчику о невозможности поставки товара по цене Контракта ввиду существенных изменений обстоятельств, и предлагает увеличить стоимость Контракта до 4 600 000,00 рублей, либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

13.05.2022 в письме от 13.05.2022 № 13/05-01 Поставщик предлагает Заказчику поставить эквивалент товара – одноковшовый гидравлический экскаватор ЭО 2626.ДТ.2 на базе трактора Беларус-92П производства Республики Беларусь по цене 4 270 000,00 рублей.

Заказчик в письме от 18.05.2022 № 03-01-16/2640 ответил Поставщику, что не усматривает оснований для увеличения стоимости Контракта либо его расторжения по соглашению сторон, и предлагает осуществить поставку на условиях Контракта в срок до 27.06.2022.

В письме № 07/06 от 07.06.2022 Поставщик ещё раз предлагает Заказчику рассмотреть возможность расторжения договора по соглашению сторон либо увеличить стоимость товара.

26.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта: «Товар не поставлен».

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано Заказчиком с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) 26.07.2022.

Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 26.07.2022.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 05.08.2022, что подтверждается размещенной 09.08.2022 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 3290201200822000001, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что дата расторжения Контракта формируется в ЕИС автоматически, исходя из десятидневного срока с момента размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель Уполномоченного органа пояснил, что функционал ЕИС не дал возможности изменить указанную дату.

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Уполномоченным органом в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок - 09.08.2022.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Поставщика пояснила следующее.

Поставщик является производителем универсальной дорожной машины УДМ 82-07 на базе трактора «Беларус-92П», являющейся предметом поставки по Контракту. Универсальная дорожная машина УДМ 82-07 состоит из навесного (экскаваторного и погрузочного) оборудования и базового шасси «трактор промышленный Беларус-92П». Базовое шасси производит единственный завод на территории РФ – ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» из тракторокомплектов, поставляемых ОАО «Минский тракторный завод». Срок отгрузки базового шасси в среднем составляет 30-40 дней. Монтаж экскаваторного и погрузочного оборудования Обществом занимает 3 рабочих дня. Доставка готового экскаватора-погрузчика Заказчику – 1 сутки.

Согласно материалам дела, между Обществом и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» (далее – Завод) заключен договор поставки техники от 07.08.2017 № 084/МЦ на условиях согласно Спецификациям к договору.

14.01.2022 ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» произвело оплату (платежное поручение от 14.01.2022 № 37) за базовое шасси «трактор Беларус-92П» с ценой 1 855 000,00 рублей по Спецификации № 10 от 14.01.2022, согласно которой срок поставки шасси – февраль 2022 года.

Согласно пояснениям представителя Поставщика, оплата шасси по Спецификации № 10 от 14.01.2022 была произведена Поставщиком ранее даты заключения Контракта, на стадии его подписания Обществом.

Однако, в письмах № 152 от 25.02.2022 и № 141 от 04.03.2022 ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» сообщил ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА», что поставка трактора Беларус-92П по Спецификации № 10 от 14.01.2022 приостановлена на неопределенный срок в связи с резко изменившимися внешнеэкономическими условиями и цена по спецификации будет пересмотрена после получения стоимости тракторокомплектов ОАО «Минский тракторный завод».

16.03.2022 Завод направил Обществу новую Спецификацию № 10/1 от 16.03.2022 к договору с ценой базового шасси 3 090 000,00 рублей. Таким образом, удорожание составило 65 % первоначальной цены.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Ни ФЗ «О контрактной системе», ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Комиссия Архангельского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Поставщика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе», в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.

К тому же, в материалах дела имеется копия определения Арбитражного суда Архангельской области от 10.08.2022 (дело № А05-8615/2022) о принятии искового заявления ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» о расторжении Контракта и определении последствий расторжения Контракта к производству и назначении дела рассмотрению в судебном заседании 14.09.2022.

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав доводы представителей Поставщика и Заказчика, проведя оценку действий ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА», учитывая сложившуюся политическую и экономическую ситуацию в Российской Федерации и основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия Поставщика нельзя квалифицировать как недобросовестное поведение при исполнении Контракта.

Сведения в отношении ООО «СЕРВИС-ТЕХНИКА» включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Уполномоченным органом – Управлением муниципального заказа Администрации Северодвинска в отношении общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕХНИКА» (юрид. адрес 150044, г. Ярославль, ул. Промышленная, д. 1В, помещение 1, ИНН 7602120428), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны