Определение №03-05И 2863 АМКиР 2019-06-20 Определение 029-05-5-198-2019 от 20 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/05/5-198/2019

 

 

1. ООО «Мебельная фабрика Мария» (рекламодатель, рекламопроизводитель)

 

410076, г. Саратов,

ул. Орджоникидзе, д. 24

e-mail:
info@marya.ru

 

2. ООО «1 Студия+»

(рекламопроизводитель)

 

163000, г. Архангельск,

пр. Ч.-Лучинского, д. 43, 1 этаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

         ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«20» июня 2019 года                                                                                                                г. Архангельск

 

            Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

            При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в журнале «ЛА ПЛЮС» выпуск №  4 (114) от 04.06.2019 (учредитель ООО «1 Студия+») на обложке выявлена информация следующего содержания: «Мария Кухни и Шкафы «Мария» - крупнейший в России производитель кухонь на заказ. Компания изготавливает мебель европейского качества, используя материалы и комплектующие от мировых поставщиков. В 165 городах открыто более 300 студий. За 19 лет реализовано более 400 тысяч проектов… Гарантия на кухни «Мария» - 20 лет!...Адрес студии: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 44 Телефон: 8 (8182) 65-65-10 www.marya.ru» с признаками нарушения п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»).

            В рассматриваемой информации содержится утверждение «крупнейший в России производитель кухонь на заказ», непосредственно характеризующее рекламируемую мебель. Однако, критерий, по которому осуществлялось сравнение, а также объективное подтверждение данного утверждения отсутствует. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

           

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.          Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

           

            Рассматриваемая информация распространяется посредством размещения в журнале «ЛА ПЛЮС», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — мебели, производимой компанией «Мария», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

 

            В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

            Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

            В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление) информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

            Рассматриваемая информация содержит не соответствующие действительности сведения, использование в рекламе слова «крупнейший» прямо указывает на преимущество по отношению к другим производителям кухонь, формирует у потребителей соответствующее мнение о производителе услуг как о самом крупном, и, следовательно, интерес к его товарам. В части фразы «крупнейший в России производитель кухонь на заказ» не содержатся конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение, а именно, не представляется возможным определить по каким критериям ООО «Мебельная фабрика Мария» является крупнейшим. Использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

           

            Согласно пункту 9 Постановления рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.        

            Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги). Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

            Действующее законодательство исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «крупнейший» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

            При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

           

            В соответствии с пунктом 28 Постановления рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе». Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

            Слово «крупнейший» образовано от прилагательного «крупный» с добавлением суффикса -ейший. В толковом словаре Ожегова С.И./Шведова Н.Ю значение слова «крупный» определено как: большой по размеру, величине, большой и экономически мощный; значительный по общественному и экономическому положению.

            Следовательно, в данном случае, в рекламе общества слово «крупнейший» означает самый крупный, и использование в рекламе данного слова прямо указывает на преимущество ООО «Мебельная фабрика Мария» по отношению к другим производителям кухонь на заказ, формирует у потребителей соответствующее мнение о лице, оказывающем услуги, как о самом крупном, в связи с чем, и интерес к его услугам.

 

            В данном случае утверждение о крупнейшем в России производителе кухонь является существенным, так как может повлиять на намерение потребителей воспользоваться услугой ООО «Мебельная фабрика Мария».  При этом подтверждения того, что «Мария» является крупнейшим в России производителем кухонь на заказ по сравнению с другими производителями в рассматриваемой информации не приводится.

            Размещенная информация о «крупнейшем производителе» основана на собственной субъективной оценке и может привести к общему, вводящему в заблуждение  негативному впечатлению в отношение услуг других компаний. Так, например, потребители, основываясь исключительно на размещенной информации, могут совершить заказ кухни в ООО «Мебельная фабрика Мария» только потому, что присутствует фраза «крупнейший производитель кухонь в России».

            Таким образом, использование слова «крупнейший» свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

           

 

            Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

            Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

            Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

           

            Рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо — п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»), в силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

            На основании ч. 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму — п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

 

            Рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой информации является ООО «Мебельная фабрика Мария».

            Общество с ограниченной ответственностью «1 Студия+»  является рекламопроизводителем.

 

            На основании статей 33, 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 029/05/5-198/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

2. Признать лицом, участвующим в деле:

  • лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Мебельная фабрика Мария»;
  • лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ООО «1 Студия+».

 

            3. Назначить дело № 029/05/5-198/2019 к рассмотрению на 19» июля 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, К. Либкнехта, д. 2, этаж 1,  каб. 109.

 

Явка ООО «Мебельная фабрика Мария» и ООО «1 Студия+», в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!

В случае неявки в назначенное время дело № 029/05/5-198/2019 будет рассмотрено без участия сторон и без учета их мнения.

 

4.  ООО «Мебельная фабрика Мария» в срок до «10» июля 2019 года представить по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):

  • объяснения, пояснения, возражения по настоящему делу с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
  • копию договора на распространение указанной рекламы;
  • макет или информацию, представленную для создания и/или распространения рассматриваемой рекламы (распечатку рекламных материалов, представленных в электронном виде для опубликования рекламных материалов, в том числе, материалы, показывающие поступление рекламной информации по электронной почте);
  • кем разрабатывался и утверждался текст рассматриваемой информации;
  • документы, подтверждающие оплату рекламодателем распространение указанной рекламы (копии счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ и т.п.);
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о регистрации ООО «Мебельная фабрика Мария»;
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО «Мебельная фабрика Мария»;
  • на каком основании студия по адресу ул. Поморская, д. 44 в городе Архангельске, осуществляет свою деятельность под брендом «Мария» (представить подтверждающие документы);
  • иную информацию при наличии для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

 

            5. ООО «1 Студия+» в срок до «10» июля 2019 года представить по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):

  • объяснения, пояснения, возражения по настоящему делу с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
  • копию договора на распространение указанной рекламы;
  • макет или информацию, представленную для создания и/или распространения рассматриваемой рекламы (распечатку рекламных материалов, представленных в электронном виде для опубликования рекламных материалов, в том числе, материалы, показывающие поступление рекламной информации по электронной почте);
  • кем разрабатывался и утверждался текст рассматриваемой информации;
  • вносились ли изменения в рассматривамый макет (информацию) редакцией журнала «ЛА ПЛЮС»;
  • кем подписывался выход в печать журнала «ЛА ПЛЮС» № 4 (114), МАЙ, 2019;
  • документы,   подтверждающие   оплату   рекламодателем   распространение   указанной рекламы (копии счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ и т.п.);
  • надлежащим образом заверенную копию Устава ООО «1 Студия+»;
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО «1 Студия+»;
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о регистрации СМИ;
  • банковские реквизиты ООО «1 Студия+»;
  • надлежащим образом заверенную копию документа о назначении управляющим ООО «1 Студия+»;
  • оригинал журнала «ЛА ПЛЮС» № 4 (114), МАЙ, 2019;
  • иную информацию при наличии для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

 

Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.

В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).

Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:

  • знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;
  • заявлять ходатайства;
  • делать заявления;
  • возражать против заявлений и доводов других лиц;
  • пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

Примечание:

1.

С материалами дела № 029/05/5-198/2019 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2,  каб. 102 (исполнитель – Ипатова Татьяна Витальевна, 207-007).

2.

Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела № 029/05/5-198/2019 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя).

4.

При направлении документов ссылка на номер дела 029/05/5-198/2019 обязательна!

5.

Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела № 029/05/5-198/2019 для оформления пропусков  по телефону: 207-007.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                            Ю.Г. Цакулов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны