Решение №04-05/1968 см файл от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 131оз-22

029/06/42-473/2022

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области " Архангельская областная клиническая больница"

163045 г. Архангельск пр. Ломоносова 292

E-mail: info@aokb.ru, BrosalinaEG@aokb.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Данделион"

655004, респ. Хакасия, г.Абакан, ул.Пушкина, д. 213н "А", каб. 1

E-mail: dandelion-2015@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

27 мая 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Гатилова А.А. (слушатель, паспорт гражданина РФ);

Заказчика: Бросалиной Е.Г. (доверенность от 26.05.2022 №б/н);

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 10.06.2021 №69-Д), Анисимова А.А. (доверенность от 18.04.2022 №75-Д).

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Данделион" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по дезинфекционной обработке систем вентиляции воздуха. (извещение № 0124200000622002675).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.05.2022 №123.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.05.2022 №314-05-350.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

16.05.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622002675 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по дезинфекционной обработке систем вентиляции воздуха. (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 225 621,00 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

20.05.2022 внесены изменения в извещение (далее – Изменения).

Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком неправомерно в Извещении не установлено требование о наличии у участников закупки медицинской лицензии по организации здравоохранения, общественному здоровью, эпидемиологии.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования)

Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исходя из указанных выше норм ФЗ «О контрактной системе», требование к участникам закупки устанавливает заказчик исходя из объекта закупки, определенного с учетом своих потребностей, а также требований законодательства РФ.

Объектом закупки является оказание услуг по дезинфекционной обработке систем вентиляции воздуха.

Согласно части 2 документа «Описание объекта закупки…» Извещения «качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе:

- СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»;

- СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;

- Федеральным законом от 25.11.2009 № 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила»;

- иными действующими нормативными актами.

Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями нормативной документации».

Анализ положений Извещения показал, что Заказчиком в пункте 2 части 1 документа «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» Извещения не установлены требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом деятельности эпидемиология (в соответствии статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе». Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании, в частности специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон №99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона №99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Положениями статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №852) установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскою деятельность.

Как указано в статье 2 Постановления №852 «выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 года, за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением».

С 1 сентября 2021 года из вышеуказанного перечня исключены, в частности, работы (услуги) по дезинфектологии и эпидемиологии, как отдельные виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию.

Из пояснительной записки к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https:/regulation.gov.ru/projects#npa=85842), следует, что из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить работы (услуги) по "дезинфектологии", так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по "дезинфектологии", а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм (страницы 6,7 Пояснительной записки).

Ввиду изложенного Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что законодателем были исключены из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работы (услуги) по "дезинфектологии" не по причине того, что законодатель считает, что такие работы (услуги) относятся к виду деятельности "эпидемиология" и могут выполняться (оказываться) только теми лицами, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность, предоставляющую правовые основания выполнять работы (оказывать услуги) по эпидемиологии, а по причине того, что законодатель пришел к выводу об отсутствии необходимости лицензирования деятельности по выполнению таких работ (оказанию таких услуг).

Кроме того Комиссия Архангельского УФАС России обращает внимание, что в Постановлении №852 представлен также перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в котором отсутствуют такие виды деятельности как дезинфектология и эпидемиология, в связи с чем Комиссия приходит также к выводу, что законодатель не считает дезинфектологию и эпидемиологию тождественными видами деятельности.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

При этом если законодательством РФ не предусмотрена для выполнения работ (оказания услуг) необходимость наличия лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

Из системного толкования указанных выше документов следует, что заказчик в рамках рассматриваемой закупки не имел правовых оснований требовать от участников закупок наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом работ "эпидемиология".

Следовательно, положения Извещения в части неустановления требований к участникам закупки о наличии медицинской лицензии по организации здравоохранения, общественному здоровью, эпидемиологии не противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Данделион" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Т.А. Спирина

Связанные организации

Связанные организации не указаны