Решение №04-05/2902/23 См.файл от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 172мз-23

029/06/42-466/2023

Заказчик:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Парусок»

165650, Архангельская область, г. Коряжма, ул. Советская, д. 10, корп. А

E-mail: mdou2parusok@yandex.ru

Администрация городского округа Архангельской области «Город Коряжма»

165650, Архангельская область, г. Коряжма, пр. Ленина, д. 29

E-mail: economic6@koradm.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО «Электроохрана»

162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, пер. Октябрьский, д. 5 Б

Е-mail: elohrana@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

31 мая 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Необердиной Е.С. (доверенность от 04.04.2023 №01/2260).

Заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя в связи с невозможностью участия.

Заказчик направил письмом от 26.05.2023 №01-05/160 ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Электроохрана» (далее – Заявитель) на действия заказчика – МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Парусок» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (извещение № 0124300012823000059).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.05.2023 №01-05/159.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 29.05.2023 №29/.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Регламентом взаимодействия контрактной службы со структурными подразделениями администрации города и уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) органа с заказчиками в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» №124 от 12.02.2021, контрактная служба администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» является уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно указанному регламенту Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

19.05.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300012823000059 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 013 946,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

22.05.2023, 25.05.2023 внесены изменения в Извещение.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии с видом работ, не соответствующим предмету закупки: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, что является нарушением статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Согласно Извещению предметом закупки является монтаж автоматической системы пожарной сигнализации.

Раздел «Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ» Извещения в редакции от 22.05.2023 содержит следующие положения:

Наличие лицензии, выданной министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.  

(Основание: п. 15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 №1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").

Аналогичные требования установлены в пункте 2 электронного документа «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» (в редакции Извещения от 22.05.2023) (далее – Требования к участникам закупки), размещенного в составе Извещения и являющегося его неотъемлемой частью. на момент подачи жалобы

Согласно письменным пояснениям, как Заказчика, так и Уполномоченного органа, в техническом задании на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации предусмотрена установка и настройка оборудования, а именно: панель охранно-пожарная «Контакт GSM -5-2 (без голоса) с контролем АКБ и блоком резервного питания 12V 5А в корпусе «Контакт» под АКБ 7Ач. Данное оборудование является автоматической системой передачи извещений о пожаре в пожарную часть.

В Приложение постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 №1128 «Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление № 1128) с 31.12.2022 пункт 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений был изложен в новой редакции с лицензируемым подвидом работ - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, отмечает следующее.

Пунктом 3.54 ГОСТ Р 53325-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» определено, что система передачи извещений о пожаре (СПИ): Совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения или в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, извещений о пожаре на охраняемом объекте(ах), служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 (IEC 60839-1-1:1988) «Межгосударственный стандарт. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения» система передачи извещений (СПИ) - составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии обратного канала, для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 3 Постановления № 1128 установлено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к указанному Положению.

Приложением к Постановлению № 1128 в редакции Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 №1223 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены виды работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Из анализа Технического задания, локального сметного расчета следует, что виды работ, которые подпадали бы под вид работ «монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ», подлежащий лицензированию, присутствуют. Так, в Техническом задании содержится информация об установке и настройке такого оборудование, как Панель охранно-пожарная "Контакт GSM-5-2 (без голоса) с контролем АКБ" (пункт 3.20) и БРП 12V 5А в корпусе "Контакт" под АКБ 7 Ач (пункт 3.24), они же указаны в локального сметном расчете (пункты 37 и 38).

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Заявителем не доказано, что установка и настройка Панели охранно-пожарной "Контакт GSM-5-2 (без голоса) с контролем АКБ" и БРП 12V 5А в корпусе "Контакт" под АКБ 7 Ач не относятся к видам работ «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Следовательно, Заказчик, Уполномоченный орган правомерно установили в Извещении требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрении материалов дела Комиссия Архангельского УФАС России установила следующее.

Из совокупности положений подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 и пункта 1 части 1 статьи 31ФЗ «О контрактной системе» следует, что, в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.

Пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 № Д24и-12191, в том числе указано:

"2. По вопросу указания бумажной лицензии в документации о закупке в качестве одного из документов, подтверждающих наличие лицензии, сообщаем.

С 1 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.

После 1 января 2021 года подтверждением наличия лицензий, является запись в реестре".

Таким образом, с 01 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.

На основании изложенного формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о конкретной лицензии.

Вместе с тем, в Требованиях к участникам закупки (в редакции Извещения от 22.05.2023 на момент подачи жалобы) указано: «Наличие лицензии, выданной министерством Российской Федерации …», то есть Заказчик, Уполномоченный орган не уточнили наименование документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

При внесении изменений 25.05.2023 Требования к участникам закупки были изложены следующим образом: «Наличие лицензии (копии) или выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, выданной министерством Российской Федерации …». Данная формулировка также не является правильной, так как разрешает предоставлять копии лицензий.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представитель Уполномоченного органа пояснил, что все заявки участников закупки содержат именно выписки из реестра лицензий.

Таким образом, данное нарушение не повлияло на результат подведения итогов определения победителя рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Электроохрана» необоснованной.

2. Признать Заказчика – МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Парусок», Уполномоченного органа – Администрацию городского округа Архангельской области «Город Коряжма», нарушившими часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ», предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результат подведения итогов определения победителя рассматриваемой закупки.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны