Решение №04-05/7690 Решение 84юл-20 от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело №84юл-20

029/01/18.1-1418/2020

Заказчик (Организатор закупки):

Муниципальное унитарное предприятие «Горсвет» муниципального образования «Город Архангельск»

163000, г. Архангельск,

пр. Троицкий, д. 62

Е-mail: office@arhgorsvet.ru, levchuk@arhgorsvet.ru, selenina@arhgorsvet.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ"

620027, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.31, оф.216

E-mail: svtr08@mail.ru, sav_ur@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

28 октября 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Селениной О.А. (доверенность от 26.10.2020 №б/н); Скачковой О.А. (доверенность от 26.10.2020 №б/н).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

21 октября 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Муниципальное унитарное предприятие «Горсвет» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Заказчик) при проведении открытый конкурс в электронной форме №0524300000620000036 на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "Горсвет" за 2020 год.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с нарушениями в конкурсной документации порядка оценки заявок, содержащихся в конкурсной документации.

Закупка осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 (далее - Закон №307-Ф3).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

Муниципальное унитарное предприятие «Горсвет» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – МУП «Горсвет») является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках», указанный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ «О контрактной системе»).

Обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 указывает на то, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

21.09.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0524300000620000036 на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "Горсвет" за 2020 год.

Начальная (максимальная) цена договора – 133 000,00  руб.

1-2. Заявитель в своей жалобе в первом доводе указывает на то, что Заказчиком установлено предоставление опыта аудита отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) с подтверждением копии договора на выполнение аудиторских услуг, а также копию акта оказанных услуг подписанных Заказчиком и Исполнителем. Заявитель считает, что Заказчик оценивает свою специфику деятельности в области ЖКХ, вместо квалификации, необходимой для выполнения предмета договора. Также Заявитель полагает, что Заказчик собирается оценивать сторонние ресурсы вместо заявок участников, так как договора и акты не содержат в себе сведений о специфике деятельности Заказчиков в сфере ЖКХ. Во втором доводе Заявитель указывает на то, что Заказчик повторно оценивает ту же квалификацию в виде опыта аудита, в числе аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий (далее – МУП), считая, что повторная оценка одних и тех же сведений разными способами приводит к нарушению процентных долей значимости показателей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Частью 8 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что раздел 4 «Критерии и порядок оценки заявок участников закупки» документации об открытом конкурсе в электронной форме, содержит таблицу показателей по критерию «Квалификация участников закупки», а также расшифровку оценки по каждому показателю:

 

Показатели

Значимость показателя критерия оценки заявок,%

2.1.

Опыт аудита отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства в течение последних трех лет

25 (ЗП1)

2.2.

Опыт аудита отчетности организаций с муниципальным участием в течение последних трех лет

25 (ЗП2)

2.3.

Квалификация трудовых ресурсов

25 (ЗП3)

2.4.

Страхование ответственности аудиторской деятельности Участника конкурса по договору со страховой организацией

25 (ЗП4)

Оценка опыта аудиторских проверок отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства течение последних трех лет, будет оценивается по следующей шкале:

отсутствие подтверждения проверок – 0 баллов;

от 1 до 2 проверок – 12 баллов;

от 3 до 4 проверок – 20 баллов;

от 5 до 7 проверок – 28 баллов;

от 8 до 10 проверок – 40 баллов;

более 10 проверок - 100 баллов.

Итоговое количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки заявок 2.1. (Ожкхi): Ожкхi = (KБ1* ЗП1)/100.

Оценка опыта аудиторских проверок отчетности организаций с муниципальным участием в течение последних трех лет, будет оценивается по следующей шкале:

отсутствие подтверждения проверок – 0 баллов;

от 1 до 3 проверок – 10 баллов;

от 4 до 6 проверок – 40 баллов;

от 7 до 9 проверок – 80 баллов;

более 9 проверок - 100 баллов.

Аудиторская проверка отчетности каждой организации должна быть подтверждена следующими документами:

- копия договора на выполнение аудиторских услуг, подписанного Заказчиком и Исполнителем;

- копия акта оказанных услуг, подписанного Заказчиком и Исполнителем.

В случае отсутствия подтверждения хотя бы одним из вышеперечисленных документов об опыте аудиторской проверки отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства и организаций с муниципальным участием Участника конкурса сведения о такой аудиторской проверке не будут учтены при подсчете баллов по показателю «опыт аудиторских проверок отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства течение последних трех лет» и «опыт аудиторских проверок отчетности организаций с муниципальным участием в течение последних трех лет» соответственно.

Итоговое количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки заявок 2.2. (Омуi): Омуi = (KБ2* ЗП2)/100.

Как следует из пояснений Заказчика, МУП «Горсвет» является муниципальным предприятием, одним из видов деятельности которого, является деятельность по наружному освещению. Наружное освещение города относится к сфере ЖКХ. Чтобы не ограничивать конкуренцию только муниципальными унитарными предприятиями, Заказчиком было решено установить по критерию «Квалификация участников закупки» 2 показателя: в виде опыта аудита отчетности организаций жилищно-коммунального хозяйства и опыта аудита отчетности организаций с муниципальным участием.

Комиссия отмечает следующее, касаемо позиции Заявителя об оценке сторонних ресурсов Заказчиком вместо заявок участников, Заказчиком даны пояснения, о том, что в случае, если в договоре или акте не видно, к какой сфере деятельности относится данный документ, Заказчик воспользуется официальным сайтом налоговой службы о предоставлении сведений о ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Таким образом, доводы Заявителя являются необоснованными.

3. Заявитель считает, что Заказчиком незаконно установлено ограничение для аудиторов только с трудовыми договорами, указывает на то, что законом не запрещено включать в состав рабочей группы также аудиторов привлекаемых по гражданско-правовым договорам. Также Заявителем указано, что Заказчиком установлены баллы по квалификации трудовых ресурсов в противоречии с Федеральным законом от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – ФЗ-307).

Согласно части 1 статьи 4 ФЗ-307 аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Согласно части 1 статьи 18 ФЗ-307 саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов и аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов и не должны противоречить требованиям, предусмотренным частями 2 и 3 указанной статьи.

Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов указаны в части 2 статьи 18 ФЗ-307, к которым относится, в том числе численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех.

Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов указаны в части 3 статьи 18 ФЗ-307.

Согласно пункта 2 «Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» раздела 4 «Критерии и порядок оценки заявок участников закупки» документации об открытом конкурсе в электронной форме Заказчиком установлено:

«Количество аудиторов, находящихся в штате Участника конкурса и имеющих действующие квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности, выданные в соответствии с российским законодательством:

1 аудитор – 0 баллов;

от 2 до 3 аудиторов – 40 баллов;

от 4 до 5 аудиторов – 60 баллов;

более 5 аудиторов – 100 баллов.

Квалификация каждого аудитора Участника конкурса должна быть подтверждена следующими документами:

- копия действующего квалификационного аттестата аудитора;

- копия свидетельства о членстве аттестованного аудитора в СРО;

- копия сертификата о ежегодном повышении квалификации аудитора в объеме 40 часов;

- копия трудовой книжки работника Участника конкурса или трудового договора с работником.

В случае отсутствия подтверждения хотя бы одним из вышеперечисленных документов о квалификации работника Участника конкурса сведения о таком работнике не будут учтены при подсчете баллов по показателю «Квалификация трудовых ресурсов».

Итоговое количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки заявок 2.3. (Октрi): Октрi = (KБ3* ЗП3)/100.»

Комиссия Архангельского УФАС России считает, что данное требование и оценка баллов установлены Заказчиком в соответствии с законом.

Следовательно, довод Заявителя является необоснованным.

4. Заявитель считает, что показатель «Страхование ответственности аудиторской деятельности Участника конкурса по договору со страховой организацией» не может использоваться при оценке и сопоставлении заявок, так как сравнение размеров, сумм страховых полисов участников является, по мнению Заявителя нарушением. Также Заявитель указывает на неадекватность данного показателя, согласно которому максимальный балл ставится за полис на сумму 100 млн. рублей и более, а нулевой за сумму страхования до 25 млн. рублей.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 13 ФЗ-307 при оказании аудиторских услуг аудиторские организации вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.

В соответствии с подпунктом 4.1.6. пункта 4.1 подраздела 4 раздела 1 «Инструкция участникам конкурса» участник во второй части заявки предоставляет, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Согласно пункта 2 «Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» раздела 4 «Критерии и порядок оценки заявок участников закупки» документации об открытом конкурсе в электронной форме страхование ответственности аудиторской деятельности участника конкурса по договору со страховой организацией будет оценивается на основании предоставленной копии полиса или договора страхования. При отсутствии копии страхового полиса или договора страхования – 0 баллов;

от 1 руб. до 25 млн. руб. (не включая) – 20 баллов;

от 25 млн. руб. до 50 млн. руб. (не включая) – 40 баллов;

от 50 млн. руб. до 75 млн. руб. (не включая) – 60 баллов;

от 75 млн. руб. до 100 млн. руб. (не включая) – 80 баллов;

100 млн. руб. и более – 100 баллов.

Итоговое количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки заявок 2.4. (Осоi): Осоi = (KБ4* ЗП4)/100.

Итоговое количество баллов, присуждаемых по критерию оценки заявок 2. «Квалификация участников закупки» (КУi ):

КУi = (∑(Ожкхi + Омуi + Октрi + Осоi)* ЗК2)/100.

Как следует из пояснений Заказчика, проводя данную закупку и в будущем заключая контракт, МУП «Горсвет» осознает, что имеет дело с профессиональным риском, в данном случае наступление страхового случая зависит от квалификации лица, осуществляющего аудит, от уровня его профессионализма. В случае нарушения договора об оказании аудиторских услугах Заказчик не должен лишиться права требовать возмещения убытков. Страхованием покрывается прямой ущерб, нанесенный неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора в виде причинения убытков.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что «расчет страховой премии основывается на учете таких факторов, как квалификация аудитора, опыт практической работы, виды лицензионной деятельности, кадровый состав организации, среднегодовой объем работы и выручки аудиторской организации, количество страхуемых договоров, наличие франшизы, общественная репутация аудиторской фирмы и т.д.».

Наличие полиса с определенным лимитом ответственности позволяет Заказчику застраховать себя от имущественных рисков, которые могут возникнуть в связи с ненадлежащим оказанием услуг аудиторской компанией.

При этом именно сам Заказчик имеет право провести внутреннюю оценку рисков и на основании своего уровня существенности определить достаточный уровень суммы страхового возмещения.

Кроме того, установление оспариваемого подателем жалобы показателя оценки не является требованием, ограничивающим участие в закупке, поскольку не препятствует возможности подать заявку, не является фактором, влияющим на допуск/отказ в допуске участника конкурса.

Таким образом, документация Заказчика в части установления данного подкритерия оценки заявок не противоречит действующему законодательству.

Следовательно, довод Заявителя является необоснованным.

Комиссия отмечает также, что раздел 4 «Критерии и порядок оценки заявок участников закупки» документации об открытом конкурсе в электронной форме содержит итоговый рейтинг заявки (предложения), который вычисляется, как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок (предложения).

Формирование критериев оценки заявок участников конкурса, соответствует принципу добросовестной конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий оказания услуг.

Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

И.М. Фарманова

Связанные организации

Связанные организации не указаны