Решение №04-05/3704/23 См.файл от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 227оз-23

029/06/42-657/2023

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»

163000, г. Архангельск,

ул. Комсомольская, д.38/к.1

E-mail: 213448@ador.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

       
       
 

РЕШЕНИЕ

11 июля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Анисимова И.В. (доверенность от 10.01.2022 №02-22/08-05);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 02.06.2023 №85-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

06 июля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях капитального ремонта автомобильной дороги Липаково - Боярская, км 2+892, мостовой переход через ручей Михайловский, км 3+718, мостовой переход через ручей Шахов в Плесецком районе (извещение №0124200000623004230).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.07.2023 №1810/08.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.07.2023 №314-05-435.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

16.06.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623004230 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях капитального ремонта автомобильной дороги Липаково - Боярская, км 2+892, мостовой переход через ручей Михайловский, км 3+718, мостовой переход через ручей Шахов в Плесецком районе (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 5 866 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно определено максимальное значение характеристики квалификации участников закупки №1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) в размере 150 000 000 миллионов рублей, поскольку оно установлено без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом работ.

Частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе», и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно пункту 2.6 раздела III электронного документа «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», размещенного в составе Извещения и являющегося его неотъемлемой частью, критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки)» содержит детализирующий показатель «Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)», для которого определено спорное условие: предельное максимальное значение по детализирующему показателю оценки "характеристика квалификации участников закупки № 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)" установлено в размере 150 000 000 рублей.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил следующее.

Для определения количества баллов по детализирующему показателю Заказчиком выбрана формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения и которая предусматривает установление предельного максимального значения характеристики. При этом предельное максимальное значение установлено в размере 150 000 000 рублей.

Положением не установлено требований ограничительного характера при выборе формулы для расчета количества баллов, а также для определения предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, в том числе отсутствует запрет на установление предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, превышающего начальную (максимальную) цену контракта.

Устанавливая предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров) Заказчик руководствовался следующим.

Заказчиком был выполнен анализ проведенных собственных конкурсов, а также закупок, информация о которых размещена в единой информационной системе в сфере закупок. Анализ показал, что условно можно выделить несколько групп проектных организаций в зависимости от имеющегося опыта (новые, мелкие, средние, большие, очень крупные).

На практике существует прямая зависимость между начальной (максимальной) ценой контракта, проектно-изыскательскими работами (далее – ПИР) и значимостью объекта с точки зрения планирования закупки последующих строительных работ. Под объекты ПИР планируются лимиты бюджетных обязательств на закупку строительных работ, просрочка при выполнении ПИР и (или) наличие ошибок в ПИР может привести к сложностям или невозможности их реализации.

С учетом зависимости необходимой квалификации участников закупки от значимости (сложности) ПИР Заказчик во всех конкурсах с апреля 2022 года на ПИР на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог использует следующие предельные максимальные значения по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров":

НМЦК

до 3 млн. руб.

от 3 до 5 млн. руб.

от 5 до 10 млн. руб.

от 10 до 20 млн. руб.

 

80 млн. руб.

100 млн. руб.

150 млн. руб.

200 млн. руб.

Целью применения предельного значения по общей цене исполненных договоров является, в том числе, защита большого количества участников, имеющих средний опыт работы в области ПИР, от очень крупных участников рынка, имеющих крайне большой опыт, предоставление которого фактически не дает права на конкуренцию участникам со средним опытом работы.

Предельное максимальное значение по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" установленное в размере начальной (максимальной) цены контракта не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, так как эта граница существенно ниже, опыта мелких организаций профессионально занимающихся проектной деятельностью (для сравнения первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, составляет 25 млн. руб.). В данной закупке участники заявили опыт порядка 73, 115 и 183 млн. руб., что также значительно превышает размер начальной (максимальной) цены контракта и свидетельствует об обоснованном установлении предельного максимального значения превышающего НМЦК.

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы дела, проведя анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки заявок участников закупки, пришла к следующему выводу.

Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 № 308-ЭС19- 11278).

Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России, изучив порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю спорного критерия, считает, что установленное Заказчиком предельное максимальное значение по детализирующему показателю не противоречит ФЗ «О контрактной системе» и Положению. Кроме того, Заказчиком было представлено обоснование необходимости использования указанного предельного максимального значения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны