Решение №04-05/2019 решение 89фз-19 от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 89фз-19

Заказчик :

ГУ – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119

E-mail: info@ro29.fss.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "МедЭксперт"

301030, Тульская обл., г.Ясногорск, ул.Советская, 8А, оф.2

E-mail: sa.medexpert@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 апреля 2019 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Быкова М.А. (доверенность от 30.04.2018 № 43);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

23 апреля 2019 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "МедЭксперт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГУ – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку слуховых аппаратов (извещение № 0224100000219000089).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе»

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.04.2019 № 11-08/2911-2370.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

12.04.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0224100000219000089 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на закупку слуховых аппаратов (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 1 423 160,68 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указал на пункт 5.1.10 проекта контракта, согласно которому установлено обязательство поставщика об осуществлении ремонта товара в случае обнаружения недостатка, что, по мнению Заявителя, влечет ограничение количества участников закупки. При этом Заявитель сослался на постановление Правительства от 03.06.2013 №469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее – Положение).

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Объектом закупки является закупка слуховых аппаратов.

Согласно пункту 5.1.10 проекта контракта поставщик обязан в случае обнаружения в Товаре недостатка в период гарантийного срока удовлетворить требование Получателя по его ремонту в течение 10 (Десяти) дней со дня обращения Получателя к Поставщику либо заменить его в течение 7 (Семи) дней с даты его обращения на аналогичный Товар надлежащего качества, а при необходимости дополнительной проверки качества такого Товара – в течение 20 (Двадцати) дней со дня предъявления одного из указанных требований.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (ред. от 25.09.2014) "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения") и Приказом Минздрава России от 14.10.2013 N 737н (ред. от 18.07.2016) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий" слуховые аппараты являются медицинскими изделиями и не относятся к медицинской технике, ремонт которой входит в техническое обслуживание.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчик, определяя объект закупки как поставку слуховых аппаратов, установил требования с учетом специфики его деятельности о гарантийных обязательствах, которое включает обеспечение возможности ремонта, устранения недостатков в период гарантийного срока.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что включение в техническое задание указанных требований к закупаемому товару в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ «О контрактной системе» не установлено.

Заявитель считает, что поставка слуховых аппаратов без его индивидуальной настройки для конкретного инвалида невозможна и опасна для здоровья инвалида, противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации.

Согласно пункту 2.1 проекта контракта Поставщик обязуется поставить Получателю Товар в соответствии с Техническим заданием в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется оплатить поставленный Поставщиком Товар Получателю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 5.1.1 проекта контракта Поставщик обязан: Осуществить поставку Товара на территорию города Архангельска в полном объеме в течение 5 (Пяти) календарных дней со дня заключения Контракта с целью проверки Заказчиком поставленного Товара на соответствие количеству, комплектности, качеству, техническим характеристикам.

Согласно пункту 5.1.2 проекта контракта Поставщик обязан: Поставить Товар Получателю по месту его жительства в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты получения Реестра Получателей от Заказчика. Поставка осуществляется в упаковке, обеспечивающей сохранность Товара во время перевозки.

В силу статьи 10 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В программе реабилитации инвалида органы МСЭ на основании Федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.122005 №2347-р (далее – Распоряжение) указывают технические средства реабилитации, в том числен слуховые аппараты, необходимые инвалиду для восстановления и компенсации утраченных способностей. В перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствует оказание услуг по настройке слухового аппарата. В бюджете Фонда социального страхования РФ также не предусмотрены бюджетные ассигнования на оказание услуг по настройке слуховых аппаратов.

Проект контракта также не содержит требований о том, что в обязанности Поставщика входит настройка слухового аппарата.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что настройка осуществляется врачами.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

В тоже время в силу пункта 9.2 проекта контракта текущее обслуживание Товара производится Получателем в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что текущее обслуживание в соответствии с инструкцией по эксплуатации предполагает повседневные действия получателя, выполняемые для сохранения в полной мере работоспособного состояния слухового аппарата на длительный срок.

Из анализа проекта контракта следует, что Сторонами контракта являются Заказчик и Поставщик, а Получатель в данном случае не является стороной по данному контракту. В связи с этим, Получатель должен быть исключен из проекта контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

Заявитель указал, что в пункте 2 Таблицы части V документации об аукционе отсутствует обоснование необходимости применения функциональных и технических характеристик, не содержащихся в ГОСТ 51024-2012.

Пунктом 2 Таблицы части V документации об аукционе установлено:

2

Слуховой аппарат цифровой заушный мощный

Слуховые аппараты цифровые заушные мощные должны иметь границы диапазона частот: нижняя граница должна быть не более 0,1 кГц, верхняя граница должна быть не менее 5,5 кГц.

Количество каналов цифровой обработки звука должно быть не менее 12.

Количество программ прослушивания должно быть не менее 4-х.

Максимальное акустическое усиление должно быть не менее 60 дБ и не более 70 дБ.

Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не менее 128 дБ и не более 138 дБ.

В слуховых аппаратах должно быть в наличие:

- регулятор громкости;

- оперативный выбор направления прослушивания;

- оперативная частотно-зависимая регулировка усиления, учитывающая индивидуальные аудиометрические данные;

- частотная компрессия;

- система адаптивного подавления обратной связи без снижения усиления;

- многополосная система подавления шума;

- подавление шума ветра;

- подавление импульсных звуков;

- in-situ-аудиометрия;

- аудиовход;

- возможность открытого протезирования;

- возможность беспроводного управления;

- водоотталкивающее покрытие корпуса.

Слуховые аппараты должны иметь следующие дополнительные параметры:

- регулировка (ограничение) ВУЗД в каждом канале;

- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков;

- значение компрессии в каждом канале;

- звуковой мультитональный индикатор разряда батареи и переключения программ.

В комплект поставки должно входить: слуховой аппарат, вкладыши ушные стандартные (2 шт.), комплект элементов питания, инструкция по эксплуатации на русском языке, гарантийный талон с указанием адреса и номера контактного телефона сервисной службы, осуществляющей гарантийный ремонт, футляр.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам слуховых аппаратов, предусмотренные документацией, не противоречат положениям ГОСТ 51024-2012, а проведенный Заказчиком анализ рынка показал, что заявленным характеристикам соответствует несколько моделей слуховых аппаратов различных производителей (Naida Q50 RIC производитель Phonak; Сакура М производитель ОАО «Исток-аудио Интернэшнл).

"ГОСТ Р 51024-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" - настоящий стандарт распространяется на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением (далее - СА), предназначенные для слухопротезирования по воздушному и костному звукопроведению.

В пункте 4.6 ГОСТ 51024-2012 указано, что в технических условиях на СА конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением СА.

В соответствии с пунктом 2 Таблицы части V документации об аукционе Заказчику необходим «Слуховой аппарат цифровой заушный мощный» с такой дополнительной характеристикой как возможность беспроводного управления».

Анализ ГОСТ 51024-2012 и документации об аукционе показал, что указанное требование о возможности беспроводного управления в данном ГОСТ 51024-2012 отсутствует, а в документации об аукционе также отсутствует обоснование необходимости применения вышеуказанных функциональных и технических характеристик, не содержащихся в ГОСТ 51024-2012.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "МедЭксперт" обоснованной в части третьего довода Заявителя.

2. Признать Заказчика нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.Г. Спиридонова

Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны