Решение б/н Решение и предписание по делу №03-05/44-2011 от 06.06.2011 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу 03-05/44-2011
«06» июня 2011 года г. Архангельск
Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии | - | Гниденко Л.М. | Заместитель руководителя Архангельского УФАС России |
Члены комиссии: | - | Шестакова Н.М. | Ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
| - | Цакулов Ю.Г. | Ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
рассмотрев дело № 03-05/44-2011, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») по факту распространения в газете «Весточка от Павла» от 16.03.2011 рекламы «ОФИС «горящие ТУРЫ» Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал…ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ…».
в присутствии:
-лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича.
ИП Онохина А.В. надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, в заседании комиссии не явился. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело рассмотрено в отсутствии ИП Онохина А.В.,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления поступило заявление ИП Онохина А.В. вх. № 2710 от 27.04.2011 года, в котором он сообщил, что в газете «Весточка от Павла» (учредитель и издатель ИП Богданов П.А.) от 16.03.2011 на 8 полосе опубликована ненадлежащая реклама, а именно нарушены требования статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В рассматриваемой рекламе «ОФИС «горящие ТУРЫ» Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал…ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ…» не указано кем предоставляется кредит.
На заседании Комиссии ИП Богданов П.А. пояснил, что фактически кредит предоставляется банком-партнером ОАО «Альфа Банк», данная информация в рекламном модуле размещена (черный шрифт по темно-синему фону), но нераспознаваема без специальных приспособлений. Также ИП Богданов П.А. предоставил на обозрение Комиссии предыдущие и последующие выпуски газеты «Весточка от Павла», где размещалась реклама туристической компанией «Вокруг Света», с возможностью приобретения туристической поездки посредствам кредитования банком-партнером ОАО «Альфа Банк», при этом в каждой рекламе присутствовало указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги).
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
В соответствии со статьей 36 Закона РСФСР от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама распространена в газете «Весточка от Павла» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к туристическим путешествиям, реализуемыми туристическим агентством «Вокруг Света» (ООО «Весь мир», формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Одновременно рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению кредита.
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15275/08 от 31.03.2009 и № 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов, касающаяся оценки рекламы финансовых, в том числе банковских услуг, на соответствие требованиям законодательства о рекламе. Судами отмечено, что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Отсутствующая в рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.
Отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит, вводит в заблуждение потребителей рекламы.
При размещении данного рекламного объявления должны быть указаны сведения о лице, предоставляющем кредит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). Кредит является финансовой услугой.
Рассматриваемое рекламное объявление содержит предусмотренное законом требования, о наличии наименования или имени лица, оказывающего банковские услуги по предоставлению кредита, но в связи с тем, что реклама выполнена в темных тонах (черный шрифт по темно-синему фону) установленное законом требование не возможно распознать.
Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
В силу частей 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 закона несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем рассматриваемого рекламного объявления является учредитель и издатель газеты «Весточка от Павла» индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича, что также подтверждается договором на размещение рекламного материала № 47/2011 от 12.01.2011 года заключенный с ООО «Весь мир» (туристическое агентство «Вокруг света»), а так же приходным кассовым ордером № 22 от 10.03.2011 года и электорной перепиской.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», абзацем «е» пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «ОФИС «горящие ТУРЫ» Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал…ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ…», размещенную в газете «Весточка от Павла» от 16.03.2011 на 8 полосе поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;
2. Признать индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича нарушившей части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»;
3. Выдать рекламораспространителю индивидуальному предпринимателю Богданову Павлу Александровичу предписание о недопустимости впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «15» июня 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
06 июня 2011 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: Гниденко Л.М.,
члены комиссии: Шестакова Н.М.
Цакулов Ю.Г.
на основании своего решения от 06.06.2011 по делу № 03-05/44-11 о нарушении ИП Богдановым П.А. части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальный предприниматель Богданов Павел Александрович (<..>) прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: впредь не допускать нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.