Решение б/н необ от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № № 49юл-23

029/07/3-897/2023

Заказчик (Организатор закупки):

СМП «Комбинат школьного питания»

164505, Архангельская область, г. Северодвинск, проезд Заозерный, д. 6

E-mail: mail@kshp29.ru, zakup1@kshp29.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ"

620027, Екатеринбург, ул.Луначарского, д.31, оф.216

E-mail: svtr08@mail.ru, sav_ur@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2023 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель

-

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Репишной К.В. (доверенность от 15.09.2023).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

11 сентября 2023 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – СМП «Комбинат школьного питания» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания» за 2023 год (извещение № 0524600003623000019).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.

Закупка осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 (далее - Закон №307-Ф3).

Обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

СМП «Комбинат школьного питания» является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Часть 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 указывает на то, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках», указанный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ «О контрактной системе»).

Обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24.08.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0524600003623000019 на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания» за 2023 год (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена договора – 187 906,00 руб.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно использует для расчета баллов по показателям критерия «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» формулу сравнения значений из заявок, без предельных максимальных значений, что ограничивает конкуренцию.

Пунктом 4 части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Частью 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".

Подпунктами «в» и «д» пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться показатели оценки:

- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу подпунктов «а», «б» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":

- применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

- оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Согласно пункту 30 Положения случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" документом, предусмотренным приложением № 1 к Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

На основании пункта 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения
ОК 015- 94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

В соответствии с пунктом 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХ i), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.

Согласно размещенному Заказчиком Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Детализирующими показателями Критерия установлены:

- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Признак №1 - общее количество исполненных участником закупки контрактов.

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Признак №1 - наличие у участников закупки специалистов, опыт работы которых в проведении аудита сопоставимого характера с предметом закупки составляет 5 лет и более.

Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для расчета баллов по детализирующим показателям Критерия Заказчиком установлены следующие формулы:

- по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»: ,

где Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю;

Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю.

- по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: ,

где Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю;

Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю.

При этом предельные максимальные значения общего количества исполненных участником закупки контрактов (договоров), общего количества специалистов, подтверждающих квалификацию участника закупки, по показателям Критерия, не установлены.

Из содержания пункта 18 Положения следует, что Заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Положением не установлено требований ограничительного характера при выборе формулы для расчета количества баллов, а также для определения предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, в том числе отсутствует запрет на установление предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, превышающего начальную (максимальную) цену контракта.

Положение не ограничивает Заказчика в применении детализирующих показателей, за исключение того, что при установлении детализирующего показателя, Заказчик должен не допустить ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2023 на участие в данном конкурсе подано 6 заявок, соответствующих требованиям Извещения, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного следует, что не установление предельных максимальных значений общего количества исполненных участником закупки контрактов (договоров), подтверждающих квалификацию участника закупки, общего количества специалистов, опыт которых составляет 5 лет и более, по показателям Критерия не противоречит нормам Положения, ФЗ «О контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно оценивает договора аудита только с «унитарными предприятиями» по показателю Критерия «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» установлены следующие требования к опыту участников закупки:

«Предмет контрактов, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса в электронной форме: «Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Северодвинского муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» за 2023 год».

Участник должен иметь опыт аудиторских проверок унитарных предприятий за период с 2018 по 2023 гг. включительно.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:

- исполненные контракты, акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые контракты, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчиком с целью выявления наиболее профессионального участника закупки установил по показателю Критерия «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» требование к наличию опыта участника закупки аудиторских проверок подобных предприятий.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Следовательно, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в Извещение критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.

Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. № 307-ЭС19-21226 по делу № А44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в жалобе считает неправомерным математическую запись срока для оценки опыта, за период 2018-2023г. включительно, так как в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 использована иная фраза, период оценки «5 лет с момента подписания акта выполненных работ» Заявителю непонятно речь идет о годах «проверяемой отчетности» или о годах исполняемых договоров (которые обычно заключаются и исполняются на следующий год после сдаваемой ежегодной отчетности).

В подпунктах «в, г» пункта 28 Положения закреплено следующее:

- документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Следовательно, руководствуясь Положением Заказчиком должны оцениваться контракты (договора), исполненные участником закупки за последние 5 лет.

С учетом изложенного, установленный в извещении о закупке порядок оценки по показателю «общее количество исполненных участником закупки контрактов», в части требования о подтверждении наличии опыта, предусматривающего оказание аудиторских услуг в период с 2018 по 2023 гг. включительно, не противоречит нормам пункта 28 Положения.

Также, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что запросов на разъяснение положений Извещения в данной закупке не подавалось.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в нарушении норм трудового кодекса РФ, Закона №307-Ф3 в показателе критерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено требование о наличие у участников закупки специалистов, опыт работы которых в проведении аудита сопоставимого характера с предметом закупки составляет 5 лет и более. Заказчик не установил исчерпывающий перечень подтверждающих документов (с какого именно момента считается «опыт 5 лет выполнения аудита» сотрудника).

Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю оценки «наличие у участников закупки специалистов, опыт работы которых в проведении аудита сопоставимого характера с предметом закупки составляет 5 лет и более» установлены следующие требования к участникам закупки:

«Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты, опыт работы которых в проведении аудита сопоставимого характера с предметом закупки составляет 5 лет и более.

Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

- трудовая книжка (ее копия) или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ;

- документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников: информация о членстве в саморегулируемой организации аудиторов (выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов или сведения в иной форме, содержащие информацию, позволяющую установить наличие аудитора в реестре саморегулируемой организации аудиторов) аудиторов, состоящих в трудовых отношениях с участником закупки на момент окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчиком установлено требование о наличии стажа специалистов 5 лет и более.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что требования к документам по данному показателю критерия установлены Заказчиком в соответствии с пунктом 30 Положения.

Запросов на разъяснение положений Извещения в данной закупке не подавалось.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны