Решение №04-05/3288/23 См.файл от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 191оз-23

029/06/42-551/2023

Заказчик:

ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный дом ребенка с поражением центральной нервной системы, нарушением психики»

164522, Архангельская область, г. Северодвинск, бульвар Строителей, д. 27А

E-mail: zakupki.sevdomreb@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО ЧОО «Гвардия»

167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, 1/3

E-mail: info_gvardiya@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

20 июня 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Бахтиной Т.И. (доверенность от 19.06.2023 №11);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 02.06.2023 №85-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

13 июня 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО ЧОО «Гвардия» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный дом ребенка с поражением центральной нервной системы, нарушением психики» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание охранных услуг (извещение №0124200000623003905).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 19.06.2023 №162-05/3.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 16.06.2023 №314-05-374.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

06.06.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623003905 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание охранных услуг (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 772 800,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в свое жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по оказанию физической охраны (выставление поста охраны) и пультовой охраны (обеспечение прибытия вооруженной ГБР), такие действия могут привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность участвовать в закупке.

Кроме того, Исполнитель обязан обеспечить использование вооруженной мобильной группы, что по своему смыслу включает в себя в том числе проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны (тревожная кнопка), прибытие вооруженной группы быстрого реагирования по срабатыванию тревожного сигнала. Однако цена и условия оплаты этих услуг никак не зафиксирована Контрактом.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об осуществлении закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В извещении Заказчиком установлен код КТРУ 80.10.12.000-00000003 – «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)».

В указанной позиции КТРУ в разделе «Описание товара, работы, услуги» законодателем установлено пять наименований характеристик, которые являются обязательными для применения Заказчиком, в том числе такая характеристика «Использование мобильной группы» для которой предусмотрено единственное значение «да».

Электронный документ «Описание объекта закупки …», размещенный в составе Извещения и являющийся неотъемлемой его частью (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу:

Код позиции КТРУ

Наименование товара, работы, услуги

Наименование характеристики

Значение характеристики

80.10.12.000 -00000003

Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)

Вид услуги по охране

Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Использование мобильной группы

Да

Использование специальных средств

Да

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы

Да

Наличие оружия у сотрудников охраны

Нет

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требование использования вооруженной мобильной группы в данном случае не включает в себя проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, а включает в себя лишь прибытие вооруженной группы быстрого реагирования при поступлении тревожного сигнала охранника посредством мобильной связи. Использование охранником мобильной связи прописано в Описании объекта закупки.

Кроме того, Заказчиком 02.04.2023 заключен государственный контракт № 08/23 на оказание охранных услуг, который включает охранный (технический) мониторинг. В условиях данного контракта также предусмотрен выезд вооруженной группы быстрого реагирования при поступлении сигнала посредством кнопки тревожной сигнализации. Установление данного требования в обоих контрактах обусловлено текущей антитеррористической ситуацией в стране в целом и участившимися случаями агрессивного поведения родителей воспитанников, изъятых из семей.

Согласно положениям контракта №08/23 от 02.04.2023:

– Исполнитель обеспечивает возможность круглосуточно принимать сигнал «ТРЕВОГА» на ПЦО с объектов Заказчика, в том числе сигнала с КТС, на системы передачи извещений «Фобос», «Струна-5», имеющегося у Заказчика, а также сигнала «ТРЕВОГА», переданного посредством телефонной связи (мобильной либо стационарной), а именно программируемой на телефоне клавишей фиксированного (быстрого) набора звонка (услуга «ГОРЯЧАЯ КЛАВИША»).

– Исполнитель при получении на ПЦО сигнала «ТРЕВОГА» с объектов Заказчика, в том числе сигнала КТС, обеспечивает немедленный выезд не менее 2 (двух) сотрудников мобильной группы физически и технически подготовленных к исполнению своих обязанностей, экипированных и вооружённых огнестрельным оружием, для пресечения противоправных действий правонарушителей (тип, модель и количество оружия определяется Исполнителем).

– Исполнитель обеспечивает прибытие наряда на объект Заказчика по сигналу «ТРЕВОГА» в срок не более десяти минут.

– При срабатывании ТСО и не включении объекта на ПЦО, а также при наличии признаков проникновения на объект посторонних лиц, немедленно вызвать Заказчика. Сообщить в ОМВД по городу Северодвинску и обеспечить неприкосновенность места происшествия силами мобильной группы, принять меры к розыску и задержанию лиц, совершивших преступление, блокированию возможных путей их отхода, установлению очевидцев и обеспечить неприкосновенность места происшествия. Осуществлять охрану объекта и по прибытию на место происшествия всех заинтересованных сторон, оформить необходимые документы (акт) по факту проникновения.

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики услуги, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, выбранная Заказчиком позиция КТРУ содержит характеристику «использование мобильной группы», характеристика является обязательной для применения при формировании Описания объекта закупки. Данная характеристика не содержит вариативности в своем значении, следовательно, Заказчик не имеет правового обоснования для исключения из Описания объекта закупки спорной характеристики.

Заявитель строит свой довод на том, что использование мобильной группы включает в себя, в том числе проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств (тревожной кнопки), а значит, может быть осуществлено сторонней организацией, не имеющей лицензии в сфере частной охранной деятельности, и соответственно, не осуществляют непосредственную охрану объектов и (или) имущества.

Однако Описанием объекта закупки не предусмотрено проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств (тревожной кнопки). Согласно части 2.2 Описания объекта закупки Исполнитель обязан контролировать постоянную эксплуатационную готовность и исправность охранной сигнализации путем ежедневной проверки кнопок тревожной сигнализации на прохождение сигнала на пульт центрального наблюдения. Исполнитель должен руководствоваться Инструкцией о порядке эксплуатационного обслуживания средств охранной сигнализации. В случае выхода из строя технического оборудования охранной сигнализации Исполнитель должен немедленно сообщить об этом представителю Заказчика для устранения неисправностей, связанных с заменой вышедших из строя элементов (комплектующих) технических средств охраны и установкой новых элементов.

Таким образом, Исполнитель обязан будет лишь контролировать работоспособность уже смонтированной тревожной кнопки, а не производить ее эксплуатационное обслуживание (ремонт).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.06.2023 было подано три заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

Согласно файлу «Обоснование НМЦК», являвшемуся неотъемлемой частью Извещения, обоснование и расчёт начальной (максимальной) цены определены в соответствии с Приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг"

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем, Архангельское УФАС России не уполномочено на осуществление контроля в отношении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Гвардия» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны