Решение б/н необ от 28 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 285оз-23

029/06/42-821/2023

Заказчик:

ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба»

163002, Архангельская обл, Архангельск г, ул. Павла Усова, офис 210, д.14

Е-mail: delo@rts29.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Умные транспортные системы»

163046, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д. 29, помещ. 1-Н

E-mail: ooouts29@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

24 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: директора Мишукова О.В. (решение от 15.10.2021 № 1);

Заказчика: Орлова А.А. (доверенность от 24.08.2023);

Уполномоченного органа: Молодцовой М.С.(доверенность от 26.10.2022 № 79-Д);

УСТАНОВИЛА:

21 августа 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Умные транспортные системы» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению работы и работоспособности передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на дорогах в Архангельской области (извещение №0124200000623005493). Жалоба размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы» 18.08.2023.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 24.08.2023 № 21301/1235.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.08.2023 № 314-05-542.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

11.08.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623005493 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению работы и работоспособности передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на дорогах в Архангельской области (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 735 200,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель, в жалобе указывает, что в нарушение части 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в пункте 2.1.1 проекта контракта установлено требование к участнику закупки по наличию квалификации лиц, допускаемых к техническому обслуживанию, по каждому типу эксплуатируемого ПКФВФ («КРИС» П, «Коперник») и с предоставлением заверенных Исполнителем копий подтверждающих документов (договор или соглашение с предприятием–изготовителем или его региональным сервисным центром либо договор или соглашение с лицами, прошедшими соответствующее обучение на заводе-изготовителе и имеющих подтверждающие документы, с предоставлением копий таких документов Заказчику).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В файле «Описание объекта закупки», являющемся неотъемлемой частью Извещения установлены требования к оказанию услуг по обеспечению работы и работоспособности передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на дорогах в Архангельской области (далее - Описание объекта закупки), в том числе:

в части 4 Описания объекта закупки установлен перечень регламентных мероприятий по техническому обслуживанию ПКФВФ типа «КРИС» П», «Коперник».

В части 3 Описания объекта закупки и разделе 5 Проекта контракта определены требования к качеству оказания услуг по техническому обслуживанию и содержанию ПКФВФ.

Согласно пункту 3.4 Описания объекта закупки и пункту 5.4. Проекта контракта при оказании услуг техническое обслуживание и ремонт оборудования ПКФВФ должны осуществляться с соблюдением требований заводов-изготовителей соответствующих типов ПКФВФ.

В соответствии с пунктом 3.4.1 Описания объекта закупки и пункту 5.4.1 Проекта контракта Исполнитель обязан соблюдать требования к квалификации лиц, допускаемых к техническому обслуживанию, предусмотренные заводом-производителем, по каждому типу эксплуатируемого ПКФВФ.

Техническое обслуживание ПКФВФ типа «КРИС» П проводится с обязательным привлечением предприятия–изготовителя или его регионального сервисного центра, либо с привлечением лиц, прошедших соответствующее обучение на заводе-изготовителе и имеющих подтверждающие документы.

Техническое обслуживание ПКФВФ типа «Коперник» проводится с обязательным привлечением предприятия–изготовителя или его регионального сервисного центра, либо с привлечением лиц, прошедших соответствующее обучение на заводе-изготовителе или у уполномоченного представителя завода-изготовителя, и имеющих подтверждающие документы.

Из пункта 3.4.2 Описания объекта закупки и пункта 5.4.2 Проекта контракт следует, что Исполнитель обязан соблюдать требования к квалификации лиц, допускаемых к диагностике и ремонту, предусмотренные заводом-производителем, по каждому типу эксплуатируемого ПКФВФ.

Диагностика и ремонт ПКФВФ типа «КРИС» П производится с обязательным привлечением предприятия–изготовителя или его регионального сервисного центра, либо с привлечением лиц, прошедших соответствующее обучение на заводе-изготовителе и имеющих подтверждающие документы.

Диагностика и ремонт ПКФВФ типа «Коперник» производятся с обязательным привлечением предприятия–изготовителя или регионального сервисного центра, заключившего с ним соответствующее соглашение, либо лицами, прошедшими соответствующее обучение на заводе-изготовителе и имеющими подтверждающие документы.

В пункте 2.1.1 Проекта контракт установлено, что в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты заключения контракта до осуществления процедуры передачи ПКФВФ Исполнителю Заказчиком, Исполнитель, в подтверждение выполнения требований к качеству оказания услуг по техническому обслуживанию ПКФВФ, предусмотренных подпунктом 5.4.1 проекта Контракта, предоставляет Заказчику заверенные Исполнителем копии подтверждающих документов (договор или соглашение с предприятием–изготовителем или его региональным сервисным центром либо договор или соглашение с лицами, прошедшими соответствующее обучение на заводе-изготовителе и имеющих подтверждающие документы, с предоставлением копий таких документов Заказчику).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требования к квалификации лиц, допускаемых к техническому обслуживанию комплексов фотовидеофиксации типа «КРИС» П, «Коперник» нарушений Правил дорожного движения являются требованиями к Исполнителю, а не к участнику закупки. Указанные требования предусмотрены Заказчиком в строгом соответствии с требованиями к техническому обслуживанию заводов-изготовителей ПКФВФ типа «КРИС» П (раздел 11 Руководства по эксплуатации) и «Коперник» (страница 3 Регламента технического обслуживания). Указанное оборудование является специфическим и имеет целью фиксацию нарушений ПДД РФ, что требует его бесперебойного функционирования на дорогах в Архангельской области, что, в свою очередь, требует квалифицированного технического обслуживания, которое, обеспечивает рабочее состояние оборудования. В свою очередь, неквалифицированное техническое обслуживание является фактором выхода из строя оборудования, с его последующим ремонтом за счет Заказчика, что не соответствует целям бесперебойного и эффективного использования оборудования. В пункте 2.1.1 проекта контракта Заказчиком не установлены требованиям к конкретным формам документов, а указано «подтверждающие документы». С целью обеспечения требования к качеству оказываемых услуг, с одной стороны, и обеспечения возможности исполнения, с другой стороны, Заказчиком предусмотрена возможность Исполнителя привлекать третьих лиц к исполнению контракта (пункт 6.2.3). Договор или соглашение (или договор о привлечении третьих лиц) для подтверждения, в соответствии с пунктом 2.1.1 проекта Контракта, выполнения требований к качеству оказания услуг по техническому обслуживанию ПКФВФ, предусмотренных подпунктом 5.4.1 проекта Контракта, могут быть заключены в любой момент – на стадии изучения документации о закупке, на стадии торгов, на стадии заключения контракта и исполнения контракта.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в извещении требования к участника закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» не установлены.

Заявитель также считает, что подтверждением квалификации лиц, допускаемых к техническому обслуживанию комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения типа «Коперник» могло бы являться договор или соглашение с предприятием, проводившим монтаж, подключение и пусконаладочные работы комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения типа «Коперник».

Вместе с тем, работы по монтажу, подключению и пуско-наладке являются отдельным видом работ и не относятся к техническому обслуживанию и, соответственно, не могут быть подтверждением квалификации лица в части технического обслуживания.

Работы по монтажу/подключению/пуско-наладке не предусмотрены Описанием объекта закупки.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услуги, соответствующие потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Заказчик установил требования к оказанию услуг, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 24.08.2023 было подано три заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя.

Кроме того, протоколом подведения итогов определения поставщика от 24.08.2023 победителем аукциона признан Заявитель (участник закупки с идентификационным № 114821195) с ценовым предложением 10561524,00 руб.

Следовательно, на момент подачи заявки на участие в закупке Заявитель был согласен со всеми условиями Извещения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Умные транспортные системы» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны